С середины текущего десятилетия развитие военно-экономического сектора, включая такие его составляющие как инновационную (уже ставшую традиционной в новом столетии), а также цифровую (интенсивно выходящую за пределы поля чисто информационно-коммуникационных технологий) приобретает все более важное значение. Современный инновационно-цифровой компонент мировой военной экономики приобретает черты мощнейшего драйвера, обуславливающего ускоренное движение к парадигмальности сдвигов как в различных сферах военной экономики (включая, например, информационный сегмент, аналитику больших данных, роботизацию, космос, беспилотные системы и др.), так и в системе взаимодействия военной и гражданской экономики (соответственно и непосредственно в гражданской экономике), не оставляя в стороне и область военной политики. Совокупность этих парадигмальных сдвигов, их практическая "одномоментность" и кумулятивный эффект при неравномерности проявления соответствующих изменений в различных странах и регионах мира требуют особого внимания, так как, на наш взгляд, ведут к новому качественному состоянию системы обеспечения безопасности, как на национальном уровне, так и на международном. Инновационный компонент военно-экономического развития Мировой опыт примерно четырех последних десятилетий ясно показывает, что обеспечить устойчиво инновационный, а сегодня и инновационно-цифровой характер военно-экономического роста и формирование критической массы конкурентных преимуществ невозможно без эффективно функционирующей национальной инновационной системы (НИС) и результативного механизма реализации инновационных процессов. Это относится, как в целом к национальной экономике, так и к ее отдельным секторам: военному и гражданскому, и, что особенно важно, к их взаимодействию. Особенности движения к синтезу военного и гражданского секторов экономики в рамках реализации инновационных прорывов несомненно требует внимания в рамках российской промышленной политики с учетом приоритетной ориентации на процессы диверсификации в оборонном комплексе (ОПК) РФуже в ближайшее десятилетие. Ретроспективный анализ военно-инновационного развития США свидетельствует, во-первых, о реализации крупнейшего инновационного прорыва в 1980-х - 1990-х годах предыдущего века и об активной подготовке к новому, на сегодня инновационно-цифровому рывку с середины второго десятилетия XXI века. Во-вторых, просматривается неразрывная взаимосвязь динамики военно-инновационного развития, накопления инновационно-ориентированных преимуществ в военной области с так называемыми американскими стратегиями компенсации (OffsetStrategy). В ноябре 2014 г. ЧакХэйгел (министр обороны США в тот период) объявил о необходимости принятия Третьей стратегии компенсации или Третьего офсета (ThirdOffset). Офсет третий, потому что в третий раз после окончания Второй мировой войны США ищут возможность технологических прорывов, чтобы компенсировать преимущества потенциальных противников и успокоить своих союзников [1]. Первый офсет, как известно, связывают с речью президента США Д. Эйзенхауэра "Новый взгляд" (1954 г.), когда, по мнению американцев, надо было противостоять большим конвенциальным силам Союза в Европе. США, в частности, искали ответ на это в расширении лидерства США в ядерной сфере. С позиции будущих инновационных прорывов, важно отметить, что в конце 1950-х годов, как ответ на запуск Советским Союзом искусственного спутника Земли, в США наметился переход к реализации новой научно-технической политике, а при американском военном ведомстве было создано (1958 г.) Управление перспективных исследований и разработок - DARPA (Defense Advanced Research Project Agency), важнейшей задачей которого стала реакция на технологические сюрпризы и создание технологических сюрпризов с целью обеспечения военно-технологического превосходства США в долгосрочном плане. Эффективность и результативность деятельности DARPA подтверждается не только тем, что она активно функционирует и в настоящее время. Более того, опыт этой организации активно перенимается в XXI веке не только другими правительственными ведомствами США, но и используется во всех ведущих странах мира (включая Россию, Китай? европейские страны и др.). Второй офсет формировался с конца 1970-х годов, когда американские военные политики, признав, что СССР может иметь равный им ядерный арсенал, попытались найти новый способ восстановления сил сдерживания в Европе. Они сосредоточили внимание на развитии высокоточных вооружений, самолетов, построенных по технологии стелс (невидимок), систем GPS, разведывательных и связных спутников в рамках систем С4I (command, control, communications, computing and Intelligence), способствуя и развитию в дальнейшем сетецентричных схем боевых действий. Именно в рамках второго офсета в США был реализован мощный и, можно со всей уверенностью сказать, первый крупный инновационный прорыв, который выразился, что исключительно важно, не только в создании вышеупомянутых технологий, но и в изменениях организационно-управленческого характера, обеспечив формирование эффективного и устойчивого механизма реализации инновационных процессов в экономике страны. Именно в этот период в США "произросла" самая мощная на сегодня в мире национальная инновационная система (НИС). Актуальным представляется анализ сущности, особенностей, направлений и ожидаемых результатов инновационно-цифрового прорыва, заложенного в реализацию Третьего офсета. Следует, однако, заметить, что само название «Третий офсет» при предыдущем министре обороны США (20.01.2017-01.01.2019 гг.) Джеймсе Мэттисе (JamesMattis), употреблялосьне часто (по сути, было убрано из официального лексикона). Однако анализ военно-инновационной деятельности США, изучение таких официальных документов как Национальная стратегия безопасности (National Security Strategy - NSS) и Национальная оборонная стратегия (National Defense Strategy - NDS), опубликованных соответственно в декабре 2017 г. и январе 2018 г. показывает следующее. Продолжается и достаточно активно реализация задач, поставленных в рамках стратегии Третьего Офсета в конце 2014 г. действующим на тот момент министром обороны Ч.Хэйгелом (Ch.Hagel) и его заместителем Б. Уорком (B. Work), что в дальнейшем было поддержано и последующим (в период 2015- январь 2017 гг.)главой американского оборонного ведомства Эштоном Картером (AshCarter). Более того, вышеназванные документы свидетельствуют не только о приверженности идеям стратегии Третьего Офсета, но и приоритетности этих идей в определении направлении инвестиционных потоков в научно-технологической сфере США. Об этом говорят и американские эксперты [2]. Что, по всей видимости, будет продолжено при новом министре обороны США - Патрике Шанахане, однако при усилении упора на использование коммерческих научно-технических достижений в военной области, росте эффективности военных разработок и повышении качественных характеристик боеготовности национальных вооруженных сил. Организационно-управленческие и финансовые факторы реализации первого инновационно-технологического прорыва-в последние два десятилетия XX века В основе реализация в США инновационного, особенно военно-инновационного прорыва в последние два десятилетия XX века лежали два стратегически важных фактора: последовательные и крупные вложения в исследования и разработки (рис.1) и кардинальные изменения во взаимодействии военной и гражданской экономики. Последнее потребовало разработки эффективной законодательно-правовой основы инновационной деятельности, выработки новых инструментов взаимодействия военного и гражданского секторов экономики. Напомним важнейшие из них. Перемены в законодательно-правовом обеспечении. Кардинальные сдвиги в законодательно-правовой основе США, стимулирующей инновационную активность, влияющей на промышленную конкурентоспособность и разрушающей перегородки между военным и гражданским секторами экономики были заложены в 1980-е годы. Отправной точкой явилось принятие в 1980 г. закона Стивенсона-Уайдлера, (Stevenson-Wydler Technology Innovation Act of 1980 - P.L.96-480), который кардинальным образом расширил возможности передачи технологий из федеральных лабораторий[1], провозгласив использование «федеральной технологии» (то есть, технологии, разработанной на федеральные средства) для коммерческих и общественных целей (того, что ранее не существовало) как национальный приоритет[3]. Вершиной законодательных мер 1980-х годов[2] явился Федеральный закон о передаче технологий 1986 г.(The Federal Technology Transfer Act of 1986 - P.L. 99-502). Этот закон значительно усилил кооперацию федеральных лабораторий и научно-исследовательских центров с промышленностью в сфере НИОКР путем установления Соглашений о кооперативных исследованиях и разработках (Cooperative Research and Development Agreements - CRADAs)[3] между федеральными лабораториями и компаниями. Хотя фокус федерального закона о передачи технологии был сосредоточен на передаче «федеральных технологий», с самого начала было ясно, что взаимодействие между исследователями способствуют ситуации, когда «федеральные» ученые и инженеры перенимают высокие технологии частного сектора. По сути, был усилен фундамент формирования двустороннего движение: «спин-он» от частного сектора к федеральному и «спин-офф» от федерального к частному. Пакет законодательно-правовых мер, способствующих улучшению и ускорению процессов инновационного развития, продолжал расширяться и совершенствоваться в 1990-е и последующие годы,[4] способствуя не просто регламентации взаимодействия федерального и частного секторов, военной и гражданской экономики, но и законодательноподдерживающей, а в некоторых случаях и законодательно организующей взаимодействия субъектов инновационной и военно-инновационной деятельности. Финансирование оборонныхНИОКР. С 1958 г. по середину текущего десятилетия ассигнования на оборонные НИОКР США (в ценах 2015 г.) выросли в ценах 2015 г. на 337% (с 16 млрд. долл. в 1958 г. до 70 млрд. долл. в 2015 г. - рис.1). Запрос на оборонные НИОКР на 2019 г. превышает в США 92 млрд. долл. Несмотря на определенные (и иногда весьма значительные снижения ассигнований (до -24% - рис.1), общая линия тренда - нарастающая.[5] С конца 1970 г. и по 1989 г. , то есть в начальный период реализации второго офсета, что впоследствии вылилось в реализацию первого инновационного прорыва, рост ассигнований на исследования и разработки оборонного характера составил 97% (рис.1). И хотя в 1990-е гг. в силу известных обстоятельств наблюдалось снижение ассигнований на оборонные исследования и разработки (на 21% с 1989 г. по 2000 г. - рис.1), по абсолютным значениям (при пересчете в цены 2015 г.) ассигнования на оборонные НИОКР выросли с 38 млрд. долл. в 1980 г. до 53 млрд. долл. в 2000 г. [4]. Практически с середины 1960-х годов идет неуклонное наращивание доли частного сектора в общенациональных расходах на НИОКР США: с 35% в середине 1960-х годов до 65% в середине текущего десятилетия, сравнявшись с уровнем федеральных ассигнований в общенациональных расходах на НИОКР в 1980 г. (примерно по 48-49%)[6]. Наращивание частных инвестиций в исследования и разработки, расширяющих научно-техническую базу гражданского сектора, при одновременном и достаточно динамичном развитии рассмотренной выше законодательно-правовой основы ускорения инновационной деятельности, действовало в направлении появления новых инструментов взаимодействия военных и гражданских секторов экономики. Прежде всего, таких как двойные технологии/двойные инновации, технологический трансфер, развитиегосударственно-частного партнерства (ГЧП) при неуклонном совершенствовании его структуры и форм. Рассмотрим некоторые из них. Двойные технологии/двойные инновации. Главным направляющим развития концепции двойных технологий/двойных инноваций явилось министерство обороны (МО) США, опубликовавшее в 1989 г. первый план критически важных технологий (КВТ), 75% которого составляли технологии двойного назначения. В первой половине 1990-х годов подобные планы критически важных технологий были разработаны в НАСА (американское Национальное управление по исследованию космоса США) и Министерстве торговли США, которые в значительной степени перекрывались с Планом КВТ МО США. Реализация концепции двойных технологий/двойных инноваций формировала необходимые условия и благоприятные ожидания в инновационной области в национальном масштабе, способствуя росту эффективности затрат через мультипликативный эффект взаимного обогащения технологий, совершенствование механизма перелива технологий по широкому спектру субъектов инновационной деятельности. С позиции МО США, данные процессы расширяли и укрепляли научно-техническую опору военного ведомства, способствовали повышению гибкости при создании вооружений и военной техники. Однако процесс институционализации концепции двойных технологий занял в США порядка 10 лет (с начала реализации в 1993 г. программы реинвестирования технологий (TRP- Technology Reinvestment Program) и до внедрения в 2003 г. программы двойного использования науки и технологий (Dual-Use S&T Program). Государственно-частное партнерство (ГЧП). Активизация государственно-частного партнерства относится к периоду реализации второго офсета.Этому в значительной степени способствовало создание сетевой структуры взаимодействия как между субъектами национальной инновационной системы (НИС), так и между всеми стадиями собственно инновационного процесса, включая и взаимосвязи между исполнителями НИОКР и пользователями технологических инноваций, как в военном, так и в гражданском секторах экономики, способствуя значительному снижению уровня деформации инфраструктуры инновационной деятельности [7]. Действовала, однако, и обратная связь: развитие различного рода партнерств с участием государственных лабораторий, в том числе и военного ведомства США внесло серьезный вклад в демонстрацию возможностей формирования и результативности сетевых организационных структур в американской экономике. Развитие ГЧП прошло сложный путь от инструмента передачи технологий до повышения эффективности реализации технологических проектов и оптимизации сложного комплексазадач, решаемых при создании наукоемкой продукции, в том числе оборонного характера.Расширился спектр форм ГЧП: консорциумы, центры превосходства, кооперативные соглашения различного уровня. Более того, все чаще в рамках ГЧП используется венчурный капитал. Так, например, венчурный фонд In-Q-Tel с бюджетом в 30 млн. долл. в год, созданный по инициативе Центрального разведывательного управления США в конце 1990-х годов (действующий и в настоящее время), инвестирует в частные компании с целью достижения технологического преимущества США в области информационной безопасности, распределенной архитектуры, генерации знаний, а также в области физики и биологии[8].Рост функциональной сопряженности и интегрированности участников различных форм ГЧП являетсяважной составляющей радикальных изменений во взаимодействии военной и гражданской экономики. К концу 1990-х годов реализация инновационного прорыва в США при определяющей роли в этом процессе военного ведомства оказала огромное воздействие на переход к инновационной экономике и в других странах и регионах мира. Сегодня развитие таких важнейших элементов НИС, как двойные технологии/двойные инновации, государственно-частные взаимодействия наблюдается практически во всех ведущих странах мира, включая и Россию. Следует однако отметить, что эффективность этих инструментов инновационного развития требует постоянного мониторинга, обновления, совершенствования и дополнения. В целом, можно утверждать, что начало 21 века знаменовалось признанием инноваций, и, прежде всего, технологических инноваций, ключевым фактором крупнейших структурных и циклических преобразований в мировом масштабе и основополагающим элементом в неуклонно набирающей силу "политико-экономической и военной" (ПЭВ) конкуренции, как между стратегическими оппонентами, так и между стратегическими партнерами (прежде всего, в контексте США, Россия, Китай). Движение в направлении реализации второго инновационно-технологического прорыва В текущем десятилетии следует выделить два важнейших момента, которые в совокупности ведут к пересмотру общего концепта в сфере военно-инновационного развития США. Во-первых, в условиях глобализации наращивание инвестиций в развитие высоких технологий и, прежде всего, цифровых за пределами оборонного сектора (рост частных инвестиций), по мнению многих зарубежных экспертов способствовало эрозии военно-технического превосходства США. Впервые после окончания Второй мировой войны военно-техническое превосходство США (или техническое превосходство в военной области) находится под угрозой. Причем не столько со стороны потенциальных конкурентов, сколько со стороны гражданского рынка [9]. Естественно перед военно-политическим руководством США встала задача вернуть глобальную инициативу в области военных технологий. Особенно остро проблема возрастающей зависимости военно-ориентированных инноваций от коммерческих и глобальных компаний не являющимися частью традиционной военно-промышленной базы США, высветилась во время обсуждения Национального закона в сфере обороны 2017-2018 г г. (National Defense Authorization Act (NDAA) for FY 2017-2018) [10]. И как следствие, акцент во все большей степени фокусируется на обеспечение лидерства в области военных инноваций. Ставится задача восстановления, повышения и усиления миссии оборонных технологических инноваций. Во-вторых, резко возрастает значимость и важность цифровой составляющей инновационного развития. Цифровизация несомненно окажет воздействие (причем достаточно радикальное) не только на развитие информационно-коммуникационных технологий, но и на механизм бизнес-процессов (бизнес-отношений) в военно-промышленном комплексе (ВПК), на совершенствование производственной базы (прежде всего, через аддитивные или "3D- принтинг" технологии), а также на рост эффективности современных и появление новых оперативных концепций, повышение качества обеспечения оперативных боевых действий и их компьютерного моделирования, на кардинальные сдвиги в архитектуре принятия решений. Результативность процесса цифровизации, его важнейшие дивиденды и риски на сегодня еще далеко не просчитаны и, что важно, происходят в период радикального углубления взаимодействия экономического развития и обеспечения национальной, а также и международной безопасности. С конца 2014 г. в США началась активная подготовка к реализации нового инновационного или на сегодня уже инновационно-цифрового прорыва, первоначально в рамках, как отмечалось выше, выдвинутой в 2014 г. Третьей американской стратегии компенсации, ориентированной прежде всего, на упрочнение военно-технического превосходства и на достижение глобального лидерства. Стержнем третьей стратегии компенсации в 2014 г. была объявлена Оборонная инновационная инициатива (DII - DefenseInnovationInitiative), которая, согласно заявлению и нынешнего главы министерства обороны США остается важнейшим приоритетом.[11]Направлена эта инициатива на укрепление взаимосвязи военного ведомства США и промышленности по ускорению передовых технологических разработок и использование ("перехватывания") других ресурсов для решения многих проблем военно-экономической и военно-технологической деятельности, в частности, "в области кибербезопасности в оборонной сфере" [12]. Ключевым элементом американской оборонной инновационной инициативы является долгосрочная программа НИОКР (Long Range Research and Development Plan - LRRDP). Основная цель этой программы - разработка следующего поколения военных технологий для поддержания военно-технологического превосходства США. Программа LRRDP, выстроенная по образцу и подобию аналогичной программы конца 1970-х гг. в рамках реализации второго офсета, фокусируется на наиболее выигрышных (результативных) инвестициях в "зарождающиеся", прорывные, открывающие новые возможности технологии. По мнению американских экспертов, данный подход дает возможность очертить будущее производственных инвестиций США и определить траекторию и направленность конкуренции за технологическое и военно-техническое превосходство на долгосрочную перспективу. В рамках программы LRRDP сформированы рабочие группы, которые призваны определить ключевые технологические возможности в ряде специфических областей, в частности, например, в области космических технологий, подводных технологий, технологии доминирования и борьбы в воздушном пространстве (Air dominance and strike technology), в области противовоздушной и противоракетной обороны. В каждой из этих групп будут определены важнейшие технологические направления, в рамках которых затем перейдут к этапу разработки (рассчитанному примерно на пять лет). Эксперты МО США предполагают, что в идеале эта инициатива приведет к таким возможностям в области исследований и разработок, которые будут способствовать развитию технологий в долгосрочном плане, эффективно отвечая в то же время на новые вызовы 21 века в ближнесрочной и среднесрочной перспективе. Среди организационных мероприятий по подготовке инновационно-цифрового прорыва следует выделить следующие. В 2016 г. при министерстве обороны США в целях ускорения процессов внедрения инновационных решений в практику военного ведомства было создано Управление по оборонным инновациям (Defense Innovation Advisory Board), а при министре обороны была даже введена должность Директора по инновациям. Более того, еще в рамках Национального закона в сфере обороны от 2015 г. (NDAA 2015), было принято решение (которое вступило в силу в феврале 2017 г.) о преобразовании департамента по приобретению, технологиям и логистики при заместителе министра обороны США (Under Secretary of Defense for Acquisition, Technology, and Logistic - AT&L) в два департамента. Одно из них - это создание при заместителе министра обороны США департамента по исследованиям и инжинирингу (USD(R&D) - Under Secretary of Defense for Research and Engineering). Весьма показательно, что организация, подобная USD(R&D), существовала в период реализации Второго офсета. Тогда ее возглавлял У. Перри (WilliamPerry). Восстановление подобной организации в рамках МО США в 2017 г. напрямую связывается с успехом предыдущей USD(R&D). В рамках попытки реализации нового инновационно-цифрового прорыва наблюдается тенденция к выстраиванию новой модели взаимодействия между государственными организациями и бизнесом. Так, в рамках Оборонной инновационной инициативы (DII) в 2015 г. было создано специальное подразделение по оборонным инновациям - DIUx (Defense Innovation Unit Experimental), базирующееся в Силиконовой долине и предназначенное для ускорения процесса доставки критически важных коммерческих технологий военным [13]. Силиконовая долина, как известно, обеспечила "взрывной" характер частных инвестиций, став центром высокотехнологичной гражданской продукции, поставляющим компоненты и системы "более перспективные для реализации наиболее критически важных военных возможностей по сравнению с технологиями, производимыми в традиционном военном секторе" [14]. Размещение DIUx в Силиконовой долине преследует цель не только определить перспективные компании и стартапы, являющиеся драйверами инновационно-цифрового развития и их профинансировать. Главная задача для военного ведомства США - это перенять культуру деятельности этих организаций, определить и в дальнейшем использовать модели их финансирования, которые управляют развитием коммерческого рынка высоких технологий [15]. Часто приводят пример с развитием беспилотных летательных аппаратов (дронов), первоначально созданных военными. Однако развитие рынка гражданских дронов планируется в четыре раза быстрее военного, что в дальнейшем обеспечит и пропорциональные улучшения в их функциональных возможностях и приведет к снижению стоимости [16]. Выделяют три важнейших компонента экспериментальной организации DIUx. Во-первых, это обеспечение поддержки военного ведомства США в области новейших технологий, особенно в сфере кибербезопасности. Во-вторых, по мнению бывшего министра обороны США А. Картера, будут расширены возможности по привлечению наилучших "умов" для решения задач военного ведомства, что позволит и решить проблему молодых сотрудников, даже если они смогут работать лишь в ограниченном временном интервале. В третьих, предполагается, что DIUx будут привлечены и резервисты, которых A.Картер охарактеризовал как особый и очень важный «клад» для министерства обороны США [12]. Показательно, что предполагается создать целую сеть организаций, подобныхDIUx. В частности, помимо Силиконовой долины, уже имеются подобные организации в районе г. Бостон., а также в штате Техас. Важнейшая задача в рамках реализации Оборонной инновационной инициативы - кардинальное повышение активности и достижение качественно нового уровня по использованию в военных целях исследований и разработок, созданных в гражданских и/или комммерческих организациях [17]. Как отмечается в Национальной оборонной стратегии США 2018, партнерство с коммерческим сектором приобретает критический характер. Если ранее военные обращались к промышленности с задачей создания технологии, отвечающей определенным требованиям, то в настоящее время во все увеличивающейся степени военные обращаются к промышленности с просьбой адаптировать существующие коммерческие технологии к военным потребностям.Поддержание преимущества американского военного ведомства на мировом технологическом ландшафте в этих условиях потребует изменений в культуре и военного ведомства и промышленности, в источниках инвестирования. А также, как отмечали зарубежные эксперты,необходимы будут коррективы в обеспечение защиты национальной инновационной базы в области безопасности [18].Не решенной на сегодня проблемой столь серьезного концептуального разворота военно-инновационной деятельности является создание таких возможностей, которые позволят убедить компании воспринимать военное ведомство как клиента [15]. Правомерно задать вопрос, какой вклад собирается внести DARPA в реализацию новой американской оборонной инновационной инициативы (DII)? В течение почти шести десятилетий, DARPA играла особую роль в инновационной сфере: неотступно следовать экстремально вызывающим, но потенциально «парадигм-сдвигающим» технологиям в поддержку национальной безопасности [19], создавать технологические сюрпризы и обеспечивать эффективные и своевременные ответы на технологические и стратегические сюрпризы. Во второй половине второго десятилетия XXI века основные технологии (или основная технологическая ось) DARPA - это искусственный интеллект, большие данные, роботизация, автономизация, миниатюризация, квантовые компьютеры и т.д. Вершиной развития цифровых технологий будет, безусловно, внедрение систем искусственного интеллекта, а позднее, вероятно и квантового искусственного интеллекта. Наиболее значимые результаты вышеназванных технологий и их синергетический эффект следует ожидать уже в будущем десятилетии. Как показывает история, "никакие из наиболее важных систем оружия, трансформирующие боевые действия в 20 веке: самолеты, танки, радары, двигатели, вертолеты, электронные компьютеры и даже атомная бомба обязаны началу своих разработок требованиям доктринальных установок или пожеланиям военных" [20]. Никакие из них. И к этому списку другие эксперты добавляют технологии "стелс", беспилотные летательные аппараты, глобальную систему позиционирования GPS и Интернет-технологии. Роль DARPA - представить какие возможности могут быть наиболее желательны для военных в будущем ускорить продвижение этих возможностей на стадию демонстрации технологий. То есть, подтверждается высказывания военного историка Дж. Чамберса (JohnChambers) [20], что доступность технологических преимуществ (или технологический прогресс) в значительной степени управляют военной доктриной. Следуетоднако отметить, что в 2007 г. организация подобная DARPAбыла создана в рамках разведсообщества США. Речь идет об Агентстве передовых исследовательских проектов в сфере разведки - IARPA (Intelligence Advanced Research Project Activity), деятельность которого направлена на создание сюрпризов в области новейших цифровых технологий и прежде всего, в области компьтерной техники, включая криогенные сверхпроводные компьютерные системы, квантовые компьютеры, а также нейронауку. IARPA занимает главные позиции в исследовании в области квантовых компьютеров, прежде всего, в связи с их применением в квантовой криптографии. Таким образом, сегодня у истоков реализации инновационно-цифрового прорыва в целях реализации долгосрочного военно-технологического превосходства США - стоит не одна, а две организации по созданию технологических сюрпризов: DARPA и IARPA. Как эти организации могут взаимодействовать и как это обстоятельство может изменить военно-технологическое пространство, как будет развиваться взаимодействие этих организаций с нетрадиционными для военно-промышленного комплекса компаниями, прежде всего, хайтек-компаниями США? Ответить на эти вопросы еще только предстоит, что потребует активных дискуссий и глубокого экспертного анализа. Изучение реализации первого инновационного прорыва и подготовки к новому, второму инновационно-цифровому прорыву в США свидетельствует об определяющей роли в этом процессе Федерального правительства, и, прежде всего, американского военного ведомства. Усиливается и роль американского Центрального разведсообщества в связи с развитием киберпространства. Инновационно-цифровой рывок предполагается реализовать в новых условиях: закладываются фундаментальные изменения по использованию в целях обороны гражданской и коммерческой научно-технической базы, радикально расширяются и переосмысливаются (в сравнении с первым инновационным прорывом) возможности взаимодействия между военным и гражданским секторами экономики. В целом, в МО США ставится задача посредством оборонной инновационной инициативы (DII) и создания целого кластера организаций подобных DIUx (расположенных в непосредственной территориальной близости с флагманами коммерческой инновационной индустрии), поддержать американское военно-техническое доминирование. Но уже в рамках нового целевого формата: достижения глобального лидерства, причем не только посредством технологий, но и через совершенствование инновационно-цифровых процессов и стратегий. Планируемые в США изменения в военно-инновационной сфере, оценка их эффективности и результативности в условиях глобализации заслуживает, на наш взгляд, серьезного внимания в условиях решения в России крупных задач повышения темпов экономического роста, сокращения технологического разрыва с ведущими мировыми державами, а также диверсификации ОПК (доведения доли продукции гражданского и двойного назначения с нынешних 17% до 30% к середине следующего десятилетия и до 50% к 2030 г.) при устойчивости обеспечения необходимого уровня национальной безопасности.