EVROPEYSKIY MEHANIZM MONITORINGA INOSTRANNYH INVESTICIY KAK SPOSOB OBESPECHENIYA NACIONAL'NOY BEZOPASNOSTI I GLOBAL'NOY PROMYSHLENNOY KONKURENTOSPOSOBNOSTI STRAN ES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The steady decline in global investment flows across countries increases competition among them for foreign capital, however, at the same time, the European Union initiates creation of special mechanism for monitoring and screening of "favourable" investments, designed to ensure the sustainability of the competitiveness of European countries in the long term. The article will reveal the motives for the creation of such a mechanism and the problematic aspects of its implementation in the midterm and long term.

Keywords:
European Screening Mechanism, foreign investments, FDI, competitiveness, national security
Text
Введение В 2018 году глобальные потоки прямых иностранных инвестиций (ПЗИ) сократились на 19% (до 1,2 трлн долл) по сравнению с предыдущим годом, в 2017 - на 23%, в 2016 - на 16%. При этом наибольшее падение инвестиций наблюдалось в странах ЕС - снижение на 73% за последний год (до 100 млрд долл.) - впервые с 1990-х годов [9]. Столь значимое снижение трансграничных инвестиций вызывает целый ряд опасений со стороны многих стейкхолдеров, включая и правительства стран Европейского Союза. Поскольку прогнозы прироста ПЗИ не оправдываются второй год подряд, эта негативная тенденция становится долгосрочной проблемой для директивных органов ЕС, которые рассматривают международные инвестиции в качестве необходимого условия обеспечения устойчивого эффективного промышленного развития и конкурентоспособности ЕС в целом и его стран-участниц в частности. Столь негативный тренд для Европы преимущественно объясняется массированной репатриацией из ЕС накопленной прибыли американскими компаниями после введения Д. Трампом налоговых льгот, направленных на возвращение капитала и рабочих мест в страну. Больше всего среди европейских государств от данной инициативы пострадали традиционные «гавани» американских ТНК - Ирландия и Швейцария (-121 и -141 млрд долл. соответственно). В этой связи для ЕС значимым становится создание максимально благоприятных условий для возврата репатриированных средств американских ТНК, а также поиск новых источников инвестиций. Однако качественным отличием европейских стран от большинства развивающихся является стремительное возрастание требований, предъявляемых к инвестициям, поступающим из-за рубежа в контексте их отраслевой направленности, источников поступления, геополитических приоритетов ЕС. Это приводит к неоднозначному пониманию стратегии ЕС в области привлечения иностранных инвестиций. С одной стороны, анонсируется создание благоприятных механизмов привлечения иностранного капитала в экономику ЕС, характерной особенностью которых являлась бы открытая, транспарентная и недискриминационная политика в области инвестиций [1]. С другой стороны, ЕС инициирует создание механизма мониторинга/скрининга ПЗИ, привлекаемых в стратегические сектора европейской экономики. К таковым, в частности, можно отнести слияния и поглощения или гринфилд-проекты с участием инвесторов, аффилированных с иностранными государствами, или инвестиции в «чувствительные» инфраструктурные проекты, технологические отрасли или отрасли, связанные с возможностью получения доступа к информации ограниченного пользования. Предпосылки создания Европейского механизма мониторинга иностранных инвестиций Вплоть до 2017 года в ЕС отсутствовали единые подходы и механизмы к оценке зарубежных инвестиций. Более того, только 13 из 28 стран ЕС вообще имели собственные механизмы подобного рода. В сентябре 2017 года Европейская комиссия представила в Европейский парламент Инициативу по процедурам регулирования контроля за ПЗИ, получившую название Европейского механизма мониторинга (European Screening Mechanism). Разработка данного документа была инициирована Францией, Германией и Италией - традиционными лидерами ЕС по притоку иностранных инвестиций. В конце ноября 2018 года было достигнуто политическое соглашение по пересмотренному варианту данной Инициативы [2]. Ожидается, что окончательный вариант текста будет одобрен Парламентом и Советом Европы в первом чтении до конца февраля 2019 года, а затем в течение 18 месяцев принят в качестве постановления. Возникновению идеи разработки данной Инициативы способствовали накопившиеся за последние годы разногласия, возникшие между рядом стран ЕС относительно национальной политики применительно к иностранному капиталу. С 2009 года в рамках Лиссабонского Договора вопросы регулирования инвестиционной политики были переданы на наднациональный уровень, при этом часть стран активно лоббировала смягчение инвестиционного законодательства (например, Дания, Нидерланды и Швеция, делали акцент на необходимости стимулирования открытой торговли, Греция, Испания и Португалия - на праве национальных правительств самим определять значимость и приемлемость тех или иных инвестиционных соглашений с иностранными компаниями и/или государствами), в то время как другие члены настаивали на более жестком регулировании притока иностранных инвестиций в ряд значимых для них отраслей. Инициатива по разработке общих принципов скрининга иностранных инвестиций была призвана обеспечить единообразие регулирующих мер и открытость, транспарентность и предсказуемость законодательной базы в данной области, что, однако, контрастирует с желанием стран-членов ЕС сохранять полный контроль над определением того, какие инвестиции являются приемлемыми для их национальных экономик, а какие нет. Все это происходит на фоне усиления общественных и политических дискуссий относительно необходимости защиты европейского промышленного сектора от влияния «нежелательных» иностранных партнеров: например, неурегулированность статусов энергетических проектов «Газпрома» в Европейском Союзе или покупка китайскими компаниями Cosco и China Merchants греческого порта Пирей, испанского Ноатум, итальянского Вадо Лигуре, бельгийского портового терминала в Зебрюгге в раках реализации инициатив «Один пояс и один путь» и «Сделано в Китае 2025». Европейский механизм мониторинга: задачи и проблемы имплементации В брифинговой информационной рассылке Европейского Парламента делается особый акцент на тектонических сдвигах в геополитических и экономических реалиях современного мира и констатируется, что многие зарубежные инвестиции, поступающие в экономику ЕС, преследуют экономические и политические интересы не столько бизнеса, сколько правительств своих стран базирования, что заставляет Европу искать адекватные превентивные меры противостояния процессам такого рода [4]. В этой связи разработчики Инициативы очень надеются на то, что европейские страны выступят единым фронтом при рассмотрении инвестиционных проектов в ключевые отрасли промышленности ЕС, как с позиций национальной безопасности, так и с позиций обеспечения устойчивости конкурентоспособности ЕС на различных мировых товарных рынках, прежде всего в области промышленного производства. Здесь стоит отметить, что стремление Европейского Союза к регулированию и «отсеву» поступающих иностранных инвестиций укладывается в общемировой тренд создания специальных механизмов такого рода (см. Рис. 1). Только за последние два года девять из десяти ведущих экономик мира приняли поправки в свое инвестиционное законодательство, связанные с ужесточением процессов слияний и поглощений отечественных компаний с иностранными [8]. Однако отсутствие консенсуса по созданию системы скрининга ПЗИ проявляется как в первоначальной версии документа, так и в пересмотренной. Изначально, Инициатива предполагала создание Европейского комитета по иностранным инвестициям (European Committee on Foreign Investment (ECFI)), который бы заменил собой все существующие национальные механизмы. Однако столь амбициозная и значимая с политической точки зрения идея была решительно отвергнута большинством европейских стран. В конечном итоге Европейской Комиссией был принят компромиссный вариант, призванный обеспечить баланс в рамках существующего статус-кво в Европе: в тексте четко признается исключительная ответственность государств-членов за обеспечение национальной безопасности и их полномочия по принятию окончательного решения касательно создания (или несоздания) национального скринингового механизма, а так же ответственность за реализацию его решений. По мнению автора, такое предложение носит явно ограниченный характер, поскольку предусматривает механизм обмена информацией о предложениях только в отношении ПЗИ по ряду стратегических секторов экономки ЕС (транспортные, дорожные и иные инфраструктурные проекты, телекоммуникации, энергетика, НИОКР, кибертехнологии и др.). В целом же в рамках Инициативы явно прослеживается целый ряд структурных проблем, которые вызывают некоторые сомнения в ее практикоприменимости. Особое значение среди прочих имеют следующие проблемы: 1) Инициатива предусматривает сотрудничество между Еврокомиссией и государствами-членами, между самими государствами-членами и между государствами-членами и и Европарламентом, и, в конечном итоге, опирается на готовность всех стран ЕС к сотрудничеству. Государства-члены несут общее обязательство информировать Еврокомиссию и другие государства, об источниках иностранных инвестиций, объемах, сроках и структурной направленности последних. При этом страны должны «уделять должное внимание» или «в максимальной степени учитывать» мнение Еврокомиссии или замечания других государств, НО одновременно НЕ ОБЯЗАНЫ следовать им. Кроме того, государства-члены могут полагаться на статью 346(1) Договора о функционировании ЕС для ограничения предоставляемой ими информации в случае затребования со стороны Еврокомиссии обоснованности принятого решения. 2) Инициатива содержит крайне широкий перечень критериев, используемых для оценки инвестиционных предложений. Это, с одной стороны, позволяет провести комплексное исследование инвестиционного проекта, а с другой - открывает простор для необоснованных преференций или претензий, обусловленных не столько вопросами национальной безопасности, сколько текущими геополитическими настроениями стейкхолдеров. 3) Одновременно с инициацией создания Европейского механизма мониторинга, в 2017 году на полях Министерской конференции ВТО впервые с 2004 года на повестку дня были вынесены вопросы, связанные с регулированием инвестиций, а именно - требования об упрощении процедур размещения инвестиций. Инициатором этих изменений выступило большинство стран G-20, включая Россию и Китай. Не смотря на то, что Инициатива не была принята (ввиду ее непринятия рядом стран и, прежде всего, США), она тем не менее, продолжила свое развитие и в настоящий момент концентрируется на создании рамочного инструмента по содействию инвестициям (Investment-Facilitation Framework (IFF)), который должен быть представлен на рассмотрение участникам Министерской конференции в 2020 году. Если обобщить предложения различных стран, которые легли в основу разрабатываемой IFF, то они сводятся к следующему: • прозрачность регулирования и доступ к информационным и нормативно-правовым актам, однозначность налоговой политики и возможность своевременного отслеживания изменений в законодательстве принимающей страны; • предоставление специального дифференцированного режима для инвесторов из развивающихся и наименее развитых стран; • выработка общих принципов рассмотрения предлагаемых иностранными инвесторами проектов (предсказуемость, транспарентность, стабильность, эффективность и др.); • Создание «единого электронного окна» для иностранных инвесторов, что позволит снизить дублирование регулирующих требований со стороны государственных структур на различных уровнях и ускорить процесс согласования инвестиционного проекта. В случае, если IFF будет согласована и принята, возникнут явные разногласия между требованиями прозрачности и однозначности оценки инвестиционных проектов, предъявляемыми ВТО к странам-членам, к которым относятся и все государства Европейского Союза, и явной гибкостью и дискуссионностью методов оценки и принятия окончательного решения в рамках Европейского механизма скрининга.
References

1. Doklad o mirovyh investiciyah YuNKTAD 2018. Investicii i novaya promyshlennaya politika URL: <https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2018_overview_ru.pdf> (dostup: 03/02/2019)

2. Oficial'nyy sayt Evropeyskogo Parlamenta. URL: <http://www.europarl.europa.eu/>

3. Esplugues C. A future European FDI screening system: solution or problem? / Columbia FDI Perspectives, № 245, February 11, 2019.

4. EU framework for FDI screening. The European Parliament The 'EU Legislation in Progress' Briefing. URL: <http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2018/614667/EPRS_BRI(2018)614667_EN.pdf> (dostup:03/02/2019)

5. Di Benedetto F. A European Committee on Foreign Investment? / Columbia FDI Perspectives, № 214, December 4, 2017.

6. Hees F., Moraes H.C., Cavalcante P.M., Paranhos P. B. Investment facilitation: leaving the past behind /Columbia FDI Perspectives, № 240, December 3, 2018.

7. Pohl J., Wehrlé F., Rosselot N. Acquisition- and ownership-related policies to safeguard essential security interests. Current and emerging trends, preliminary research note by the OECD secretariat, February 2019. URL: <http://www.oecd.org/investment/Current-and-emerging-trends-2019.pdf> (dostup: 12/02/2019)

8. Research note by the OECD on current and emerging trends: Acquisition- and ownershiprelated policies to safeguard essential security interests. New policies to manage new threats. OECD, 2019. URL: http://www.oecd.org/investment/Current-and-emerging-trends-2019.pdf (dostup: 20/02/2019)

9. UNCTAD Investment Trends Monitor. URL: <https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/diaeiainf2019d1_en.pdf> (dostup: 25/01/2019)

Login or Create
* Forgot password?