METODICHESKIE PODHODY PRODVIZHENIYA INVESTICIONNYH VOZMOZHNOSTEY I PROEKTOV REGIONA RESPUBLIKI KOMI V ROSSII
Abstract and keywords
Abstract (English):
The problems of renewal and development of home АПК attract the most intent attention of theorists and practical workers. As a result of reforms an agricultural production appeared thrown back: the starting potential of his development, reached in an inheritance from plan economy, not simply was not realized, but was actually lost. The destroyed agricultural production system and the infrastructure of the agroindustrial complex led to the creation of numerous intermediary entities that reduce the efficiency and competitiveness of agricultural producers. Measures of state support for agricultural producers in many respects do not take into account the systemic nature of the agro-industrial complex and its interrelations with other sectors of the national economy, lead to contradictory results, are insufficient and ineffective. All this stimulates the scientific and practical search for new mechanisms for the functioning of agricultural enterprises that could ensure their sustainable development based on self-organization processes. This article outlines the methodological approaches to the promotion of investment opportunities and projects in the region of the Komi Republic in Russia. It was proposed to create in the Ministry of Agriculture of the region a specialized structure and create a department (or laboratory) in it for agricultural management in the region, which should coordinate and cooperate on a contractual basis with a team of scientists on the organization and implementation of highly efficient technologies for the production of agricultural products. This will ensure for the joint team of scientists the development of organizational and legal acts on the creation in the pilot region of a three-tier MIS for agricultural development and the preparation of a scheme for organizing the development and pilot implementation of effective methods of managing the innovative development of the agro-industrial complex.

Keywords:
investment, innovation, territorial agro-economic systems, agro-industrial complex
Text
Введение Для современной экономики инновационная деятельность выступает в роли необходимого условия развития абсолютно любой отрасли и, даже сельского хозяйства. При этом, для инновационного развития регионального сельского хозяйства, в частности в условиях северных регионов нашей страны, где ярко выражена сырьевая специализация экономики, к которым и относится Республика Коми, требуется поддержка со стороны государства, которая должна происходить на основе стратегического планирования. Итоговой целью по реализации данной стратегии должно стать не только количественные, но и качественное преобразование сельского хозяйства в регионе. Именно поэтому стратегия инновационного развития регионального сельского хозяйства должна как можно больше брать во внимание природные, историко-культурные, демографические и другие особенности региона, характер инфраструктуры и т.п. В общем видении, реализация стратегии инновационного развития регионального сельского хозяйства должна создать такие условия, в которых происходило бы гибкое развитие по своим организационным и технологическим схемам, по максиму ориентированное на потребности региона и современное требование ведения сельскохозяйственной деятельности аграрного промышленного комплекса. Разработка данной стратегии является актуальной для любого региона России и, в том числе для Республики Коми. Проблемы по восстановлению и развитию аграрного промышленного комплекса России привлекли пристальное внимание теоретиков и практиков. В результате проведенных реформ сельскохозяйственное производство не вышло на передовой уровень, а наоборот оказалось отброшено назад, так стартовый потенциал его развития, который перешел от плановой экономики, не реализовался и фактически утерялся. В результате разрушения систем сельскохозяйственного производства и инфраструктуры аграрного промышленного комплекса создались многочисленные образования посредников, которые снижают конкурентоспособность и эффективность производителей данной продукции. Меры, которые производит государство по поддержке сельскохозяйственного производства, в большей степени не учитывают системный характер аграрного промышленного комплекса и его взаимосвязь с иными отраслями народного хозяйства и, поэтому, они являются малоэффективными и недостаточными. Все это является стимулированием научного и практического поиска новых механизмов деятельности предприятий аграрного промышленного комплекса, которые обеспечили бы на основе процессов самоорганизации их устойчивое развитие. Цель исследования Разработать методические подходы продвижения инвестиционных проектов и возможностей для российского региона Республики Коми. Материал и методы исследования Объект исследования нашей работы заключается в процессе продвижения инвестиционных проектов и возможностей для российского региона Республики Коми. Предмет исследования данной работы заключается в методических подходах продвижения инвестиционных проектов и возможностей региона Республики Коми. При выполнении исследования мы воспользовались следующими общенаучными методами: анализа и синтеза имеющейся экономической информации исследуемой проблемы, дедукцией и индукцией сравнения, а также, применили такие основные методы, как абстрагирование, моделирование, анализ, корреляционно-регрессивный анализ, синтез, «портфельный» подход. Результаты исследования и их обсуждение В антикризисных программах Германии, США, КНР, Франции, Великобритании и некоторых других стран является общим объединение ряда предшествующих преобразований денсосигнаций, т.е. таких признаков, благодаря которым можно провести реконструкцию условий метаморфизма, а одним из главных признаков является - усиление роли государства в сфере по реализации и внедрению инноваций. Такую же систему можно увидеть и в России, но не для аграрного промышленного комплекса. Мультиплицирующий потенциал АПК не принимается государством в полной мере. Планируется провести активизацию потенциала аграрного промышленного комплекса по ходу эволюции очередного цикла региональной экономики. Таким образом, нам видится то, что реализация инновационного и технологического прорыва в развитии региональных агропромышленных систем в качестве вектора развития территориальной экономики позволит изменить ее качество и сформирует новые «точки роста» [10, c. 54]. А вот результат трансформации будет зависеть от того, как получиться развернуть волну экономического цикла и осуществить идеи модернизации. Процессы, которые происходят на практике, являются неоднозначными, потому что коммуникативная связь одновременно происходящих циклов реализуется сразу в нескольких сферах деятельности и функциональных проекциях. Тип коммуникативной связи экономических циклов можно определить при помощи группировки факторов, которые обуславливают возникновение цикличности в экономическом развитии региональных агрохозяйственных систем (рис. 1). Государственный механизм по регулированию развития региональных агрохозяйственных систем направлен на то, чтобы реализовать меры противостояния негативным факторам циклической динамики, скорректировав, а иногда и изменив ее в условиях наблюдаемой тенденции по ускорению трансформаций экономики. Исходя из этого, предположим то, что в соответствии со значением и ролью интеграционных процессов в аграрном промышленном комплексе, региональные агрохозяйственные системы являются элементом, который ускоряет развитие региональной экономики, а также являясь неотъемлемой частью механизма эволюции экономической системы, создадут базу для того, чтобы произошло устойчивое инновационное развитие аграрных регионов. При совместном развитии региональных агрохозяйственных систем в условиях интенсификации партнерских связей, может возникнуть новый вид кооперации и доминантной денсосигнации, определяющей тип организационного экономического механизма по управлению интеграционными процессами в аграрном промышленном комплексе. От общеизвестных форм, к примеру, слияние, присоединение, совместные предприятия и т.п. данная форма отличается тем, что она выступает в качестве модифицированного объединения участников агрохозяйственных систем, позволяющая проводить инвестирование в производственные циклы друг друга, развивать сотрудничество в инновационной области, совместно использовать трудовые, материально-технические и информационные ресурсы, проводить синхронизацию производственных программ, календарных планов и др. [9]. На рис. 2 отображен модифицированный алгоритм управления интеграционными процессами в аграрном промышленном комплексе. Обеспечение иерархичности, вариативности, контролируемости и координированности положены в основу механизма по формированию методологических принципов управления интеграционными процессами в аграрном промышленном комплексе. В соответствии с цикличностью экономической динамики региональных агрохозяйственных систем появляются новые денсосигнации, которые дополняют структуру основных принципов, таких как, транспарентность, контроль потребительских и партнерских результатов деятельности, а также структурное резервирование. Исходя из основы причинно-следственного анализа, по основным изменениям управления интеграционных процессов в аграрном промышленном комплексе, можно узнать главный вектор развития и восстановительного роста регионального аграрного промышленного комплекса. Позитивные тенденции, которые мы наблюдаем в настоящее время, такие как: кооперация и интеграция деятельности, либерализация агропродовольственного рынка, мобильность каптала, сертификация и стандартизация агропродукции и т.п. призывают к реализации адекватных управленческих форматов, которые выражаются в расширении деятельности хозяйствующих субъектов на другие сферы экономики регионов страны. Стоит отметить, что при этом адаптация к процессам глобализации с возникающими угрозами формата партнерского взаимоотношения представляется возможной только для тех региональных агрохозяйственный систем, в которых имеется высокий производственно-экономический потенциал. Именно от их развития зависят эволюционные тренды агроэкономики регионов. С помощью изучения влияния крупных хозяйственных организаций на общественное производство можно определить характерные, системно повторяющиеся метаморфизмы, которые имеют устойчивую положительную динамику. Данное утверждение основывается на ряде денсосигнаций: · большинство хозяйствующих организаций в процессе трансформации аграрно-промышленного комплекса региона потеряли узкую отраслевую специализацию и по максимуму произвели диверсификацию своей деятельности; · крупные агропромышленные организации стали основными по разработке, потреблению и инициативности реализации инвестиционного инновационного потенциала; · процесс по модернизации и совершенствованию сопровождается отягощением сельскохозяйственных организаций, в частности, которые относятся к сопредельным регионам, а также к сближению и интеграции хозяйственной деятельности; · активизировался процесс слияния и поглощения средних и мелких организаций сферы сельского хозяйства крупными организациями, для того чтобы укрепить производственный, финансовый и инвестиционный потенциал; · определение стратегических императивов стало основой расширения своей ниши в разделении труда между регионами, в частности для крупных агроформирований; · заметна инициатива крупных агроформирований законодательной власти к тому, чтобы установить более гибкие механизмы антимонопольного регулирования; · в рамках государственного частного партнерства получает свое развитие предпринимательское взаимодействие крупных сельскохозяйственных формирований с государством; · увеличивается применение унифицированных фондовых и инвестиционных механизмов; · развивается система регулирования между регионами, для того чтобы обеспечить продовольственную безопасность, импортозамещение, а также усилить в данном русле роль передовых агроформирований в расширяющемся формате [5, c. 121]. Тем не менее, несмотря на то, что в различных сферах региональной экономики происходит расширение масштабов горизонтальной, вертикальной и веерной интеграции, аграрно-промышленный комплекс отличен от других секторов своей производственно-экономической особенностью деятельности и обладанием мелких сельскохозяйственных формирований, которые не позволяют концентрировать широкомасштабные инвестиционные ресурсы, для того чтобы решить проблемы модернизации экономики регионов. Исходя из этого, можно выделить то, что с помощью исследования метаморфизма форм и эволюции механизмов региональных агрохозяйственных систем, можно раскрыть и систематизировать главные принципы интеграционного процесса в аграрно-промышленном комплексе в условиях модернизации экономики регионов: · стратегическое направление деятельности для того, чтобы обеспечить импортозамещение и продовольственную безопасность; · сбалансированный процесс развития; · скоординированная и кооперированная направленность экономических, финансовых и организационных отношений между участниками интеграционного процесса; · нивелированный риск деятельности; · ориентированность на производство продукции, имеющей высокую добавленную стоимость; · контролирование ценообразование, расширение агропродовольственного рынка и товарных площадок; · общественная ориентированность преобразований АПК и экономики регионов. Принимая во внимание то, что сельскохозяйственное производство отстает в области по применению средств информационных технологий по сравнению с другими отраслями страны, можно представить два варианта его информационного развития [7]. 1. Классический вариант, который основан на том, чтобы исследовать объект управления, спроектировать его задачи и функции, разработать или адаптировать программные приложения, обучить кадры, опытно эксплуатировать и ввести в работу информационную систему, доработать и развить ее [6]. 2. Вариант создания в регионах трехуровневой системы управления (ИСУ) сельского хозяйства, в которой будет действовать ИСОУ, с помощью которой будет обеспечиваться централизованное совершенствование функций и методов оперативного управления процессами производства в сельскохозяйственных органах, сельскохозяйственных организаций и иных организаций и предприятий аграрно-промышленного комплекса, а также внедрение инноваций, научных достижений и информационных коммуникаций. Внедрение данных систем в сельскохозяйственные организации должно производиться ее руководством и специалистами при участии регионального органа управления сельского хозяйства, и коллектива ученых передовых НИИ, а также университетов и академий сельского хозяйства. На первом этапе внедрения основная цель заключается в том, чтобы разработать современные формы и методы оперативного управления и ввести отраслевые АРМы (агронома, инженера, зоотехника и т.п.). На втором же этапе целью будет являться то, чтобы последовательно освоить экономико-математические модели, по оптимальному производству отдельных видов сельхозпродукции исходя из основы совершенствования методов управления бизнес-процессами, который позволит сельхозпроизводителям оценить эффективность их использования в зависимости от определенных целей [3]. Таким образом, появляется проблема по формированию регионального и районного сельскохозяйственного органа и каждой крупной сельскохозяйственной организации и животноводческого комплекса имеющих замкнутый цикл интеллектуальной платформы, т.е. модуль искусственного интеллекта, которую должны составлять показатели эффективного планирования объемов работ, исходя из математических моделей, технологий, услуг и прикладных программ, которые способствуют, тому, чтобы организация инновационного развития аграрно-промышленного комплекса значительно улучшилась. То есть, впервые за всю историю нашей страны, были поставлены задачи создания регионального единого мозгового центра, для того чтобы комплексно внедрить сложные задачи планирования и регулирования оптимального производства сельхозпродукции, которые обеспечат переход руководства и специалистов на высокий уровень профессионально управления. Для того, чтобы создать региональные интеллектуальные платформы ИСУ требуется объединение всех ученых передовых НИИ по экономике сельского хозяйства, растениеводства, почвоведения, животноводства, механизации, а также руководства и специалистов сельскохозяйственных органов, сельскохозяйственных организаций и иных организаций данной области в решении данных задач, беря в основу новый подход к организации НИОКР и информационного взаимодействия. А вот, чтобы решить указанные задачи, для начала необходимо их осуществлять на примере определенной базовой сельскохозяйственной организации, в ней следует отработать методы по внедрению научных достижений в управление сельскохозяйственного производства и затем оценить их эффективность [8, c. 214]. Процесс разработки и использования научных достижений в сельскохозяйственных организациях, необходимо проводить только при созданной в структуре Министерства сельского хозяйства региона специализированной структуры и образования в ней отдела либо лаборатории, по решению проблем управления региональным сельским хозяйством, координирующего и сотрудничающего на хозяйственной договорной основе с составом ученых организации и внедрения высокоэффективных производственных технологий сельхозпродукции. Это позволит обеспечить объединенной группе ученых разработать организационно-правовые акты по созданию в пилотном регионе трехуровневой ИСУ развития сельского хозяйства и подготовить схему организации по разработке и опытного внедрения эффективных методик управления инновационным развитием аграрно-промышленного комплекса [4, c. 1]. На рис. 3 представлена организационная экономическая схема распределенной научной деятельности ученых из двенадцати научно-исследовательских и учебных организаций и специалистов из Министерства сельского хозяйства и продовольственного рынка Республики Коми, которая подготовлена на примере сельского хозяйства Республики Коми. Данной структуре можно внести статус научной производственной ассоциации системного регионального развития сельского хозяйства. Такой структуре можно придать статус научно-производственной ассоциации системного развития сельского хозяйства в регионе. По ходу освоения и внедрения целевых задач управления в ПР, ясно то, что данный коллектив ученых может выполнить НИОКР еще в трех-четырех регионах. Выводы и заключение Исходя, из проведенных нами исследований и анализа развития информационных коммуникационных систем и инновационных технологий сельского хозяйства, можно сделать следующие выводы. 1. Для того, чтобы перевести сельское хозяйство на инновационный путь развития Министерству сельского хозяйства России наряду с аграрной наукой и региональными сельскохозяйственными органами следует начать разработку и принятие стратегии по совершенствованию управления процессов производства, которая ориентирована на то, чтобы повысить эффективность научных исследований применения компьютерных технологий, ЭММ, а также наукоемких интеллектуальных информационных систем, и их масштабное внедрение на всех уровнях организационного управления. 2. Принимая во внимание то, что сельскохозяйственное производство отстает в области по применению средств информационных технологий по сравнению с другими отраслями страны, необходимо в рамках реализации государственных программ развития сельского хозяйства в 2013-2020 годах провести разработку и утверждение ведомственной Программы комплексных исследований и опытного внедрения информационных коммуникационных систем на примере базовых объектов двух-трех пилотных регионов в 2019-2020 годах. 3. Основным направлением исследований ведомственной программы должно стать развитие инновационно-информационных процессов при разработке и освоении: · моделей оптимального производства основных видов сельскохозяйственной продукции; · инновационных проектов по машинной технологической модернизации; · форм совершенствования и формализации функций управления с применением научных методов и моделей. 4. Проведение исследований по совершенствованию управления сельскохозяйственным производством на примере базовых объектов позволит сформировать новое направление в аграрной науке «Творческий союз в информатизации АПК», которое осуществляется на основе соглашения между научными и проектными организациями с одной стороны и производителями товаров сельского хозяйства с другой стороны о коммерческих взаимоотношениях при проведении исследований, разработке проектов информатизации, программного продукта и т.д. или предоставлении информационных услуг, которые необходимы, для того чтобы создать в организациях и предприятиях аграрно-промышленного комплекса информационных систем. Данный принцип научного обеспечения инновационного развития сельского хозяйства позволит ускорить внедрение информационных технологий и повысит качество управления. 5. Для того, чтобы создать опытную трехуровневую ИСОУ необходимо издать правовой документ Министерства сельского хозяйства России и Отделения сельского хозяйства РАН, в котором должны быть обозначены цели и задачи ее функционирования в 2019 году, и в первую очередь они должны включать: · повышение качества, расширение видов и объемов информационных и организационно-правовых услуг и ресурсов, которые предоставляются пользователям; · обеспечение прямого доступа пользователей к информационным ресурсам сельскохозяйственных органов и правительства (администраций) регионов, а также взаимодействие с ними; · повышение эффективности работы управленческого персонала на основе предоставления новых информационных услуг, моделирования производственных процессов, оказания содействия развитию бизнеса и др.; · повышение надежности работы информационных систем.
References

1. O strategicheskom planirovanii v Rossiyskoy Federacii: Federal'nyy zakon №172- FZ ot 28.06.14 (03.07.2017) // Sobranie zakonodatel'stva RF, 30.06.2014, №26 (ch. 1), st. 3378.

2. Ukaz Prezidenta RF ot 30.01.2010 № 120 «Ob utverzhdenii Doktriny prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 01.02.2010. -№ 5. - st. 502.

3. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.07.2013 № 598 (red. ot 02.08.2017) «O federal'noy celevoy programme «Ustoychivoe razvitie sel'skih territoriy na 2014 - 2017 gody i na period do 2020 goda «Izmeneniya, kotorye vnosyatsya v Gosudarstvennuyu programmu razvitiya sel'skogo hozyaystva i regulirovaniya rynkov sel'skohozyaystvennoy produkcii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013-2020 gody, utverzhdennuyu postanovleniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 14 iyulya 2012 g. № 717 // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 29.07.2013. - № 30 (chast' II). - st. 4110.

4. Altuhov A.I., Eydis A.L., Kuznecov I.M. Innovacionno-informacionnoe obespechenie razvitiya sel'hozproizvodstva // Ekonomika, trud, upravlenie v sel'skom hozyaystve. 2012. № 2. S. 1, 3. 2.

5. Berezin V.V. Strategiya obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti biznesa // Vestnik Rossiyskogo Novogo Universiteta. 2013. № 2. S. 120-124.

6. Zhelnina E.V. Social'naya tehnologiya podgotovki personala kak faktor innovacionnoy aktivnosti promyshlennogo predpriyatiya. Tol'yatti: Tehnokomplekt, 2015. 265 s.

7. Zhelnina E.V. Teoretiko-metodologicheskiy analiz ponyatiya innovacii v izuchenii innovacionnoy aktivnosti promyshlennogo predpriyatiya // POISK: Politika. Obschestvovedenie. Iskusstvo. Sociologiya. Kul'tura. 2014. № 3. S. 7-15.

8. Serkov A.F., Maslova V.V., Chekalin V.S. Konceptual'nye osnovy importozamescheniya v kontekste strategii ustoychivogo razvitiya sel'skogo hozyaystva. / Importozameschenie v APK Rossii: problemy i perspektivy: monografiya. M.: FGBNU «Vserossiyskiy NII ekonomiki sel'skogo hozyaystva» (FGBNU VNIIESH), 2015. 447s.

9. Stukach V.F. Agrarnye innovacii v sisteme strategicheskogo razvitiya regiona [Elektronnyy resurs] // Ekonomika i menedzhment innovacionnyh tehnologiy. - 2013. - № 7. - Rezhim dostupa: http://ekonomika.snauka.ru/2013/ 07/2856.

10. Shpil'kina T.A. Problemy finansirovaniya venchurnogo biznesa v Rossii // Vestnik Rossiyskogo Novogo Universiteta. 2013. № 2. S. 53-55.

Login or Create
* Forgot password?