Интеллектуальный продукт обладает высокой стоимостью, которая зачастую превышает цену материальных благ. Несмотря на это, сам создатель интеллектуального продукта порой недооценивает результаты своих трудов и не имеет полного представления об их конечном использовании и размере экономической выгоды спонсоров от такого использования. Данная проблема является одной из основных в сфере интеллектуальной экономики и вызывает необходимость разработки методик оценки такого сложного товара. При поиске путей решения этого вопроса были выявлены примерные показатели, сравнительный анализ которых может помочь назначить правильную цену: · научно-технические характеристики рассматриваемого объекта, по которым научное сообщество может предположить его пользу для науки и общества; · коммерческие характеристики рассматриваемого объекта (если таковые уже видны, например, по предзаказам или заказам на аналогичный интеллектуальный продукт); · правовые характеристики рассматриваемого объекта (например, к какой сфере деятельности законодатель относит новое изобретение, подлежит ли оно лицензированию по закону, и т.п.); · конечная цель и промежуточные задачи внедрения рассматриваемого объекта, позволяющие предположить возможную экономическую выгоду от такого внедрения; · условия будущего применения рассматриваемого объекта, позволяющие выявить возможные убытки покупателя данной интеллектуальной собственности, снижающие выгоду от ее использования; · возможные результаты внедрения и применения рассматриваемого объекта, прогнозируемые с учётом всех предыдущих факторов, способных влиять на конечную цену. Как писал известный учёный А.Маршалл [2], одно из важнейших качеств экономиста - это воображение, которое призвано помочь ему делать подобные прогнозы. Все эти данные оценщикам могут предоставить соответствующие маркетинговые и патентные исследования. Если смотреть с точки зрения законодательства, то основным нормативно-правовым источником информации по данному вопросу является Постановление Правительства РФ от 06.07.01 под № 519 «Об утверждении стандартов оценки» [1]. Исходя из этого документа, под ценой интеллектуального продукта можно понимать ту цену, за которую он может быть куплен, при условии, что его возможная продажа не будет являться единственным предложением (то есть не будет иметь место искусственное завышение цены и недобросовестное ценообразование). Подход законодателя предельно прост, но к сожалению, не всегда применим в сфере инновационной экономики. Во-первых, интеллектуальный продукт априори является уникальным, и поэтому может не иметь себе не только конкурентов, но и рынка. Во-вторых, цена, по которой он мог бы быть куплен, может меняться в диапазоне сотен и тысяч процентов, в зависимости от развития инновационных технологий. В качестве примера можно вспомнить изобретения известных учёных прошлого, которые не сделали их богатыми при жизни, но принесли миллионы их последователям. На сегодняшний день используются следующие методы определения стоимости результатов интеллектуального труда: · Доходный метод основан на определении возможного дохода от конечного использования интеллектуальных разработок, который делится в соответствующих долях, зафиксированных в договоре между разработчиком (лицензиаром) и лицензиатом, который использует интеллектуальный продукт на основе купленной лицензии. · Сравнительный метод базируется на сравнении инновационных разработок по параметрам их цены, известной по истории их купли-продажи (или купли-продажи аналогичных результатов интеллектуальной деятельности). · Затратный метод основывается на подсчёте потраченных на разработку данного интеллектуального продукта средств, включая покупку материалов для исследований, оплату труда лаборантов, и т. п. Может учитывать уже потраченные средства или же суммировать предполагаемые затраты, которые потребовались бы для создания такого же интеллектуального продукта. Прогнозируемый доход здесь тоже должен входить в конечную цену. Но ни один из этих способов определения стоимости нельзя назвать подходящим и отвечающим возложенным на него ожиданиям, так как интеллектуальный продукт не поддаётся измерению в материальном виде и поэтому не может быть продан стандартным способом. Для того чтобы получить прибыль от интеллектуальной собственности, сначала следует воспользоваться данными разработками для производства чего-то материального, будь то инновационный прибор, технология передачи данных или химическое соединение, являющееся лекарством. И уже этот продукт производства будет намного легче оценивать. Основная проблема интеллектуальной экономики в нашей стране заключается в том, что авторы инноваций затрудняются определить даже примерную стоимость своих разработок, а значит не могут ими воспользоваться надлежащим образом, в том числе - получить достаточные средства на дальнейшую работу по совершенствованию своего продукта. В частности, такие тенденции были выявлены в рамках опроса [3] среди предпринимателей инновационной сферы, осуществляющих свою деятельность при ярославских высших учебных заведениях (рис. 1). На данной диаграмме можно наглядно рассмотреть, как распределились ответы на вопрос «Способны ли вы определить цену своих инновационных разработок?». В результате вышеприведённого исследования также была выявлена потребность предпринимателей, работающих в сфере интеллектуальной экономики, в должности менеджера по высоким технологиям, который проводил бы оценку всех инновационных разработок на их предприятиях (на такой вопрос ответили утвердительно 24,1% респондентов). На проходившем в 2013 году Гайдаровском форуме тоже поднималась эта тема и были сделаны аналогичные выводы о необходимости такой профессии. Специалист в данной области, А.А. Румянцев [4] также обращается к рассматриваемому вопросу и объясняет необходимость формирования специальных служб на предприятии, которые занимались бы именно определением стоимости инноваций и разработкой стратегии извлечения из них прибыли. Но такие службы есть далеко не в каждом институте и даже университете. Если говорить об Ярославской области, в которой проходило вышеописанное исследование, то на последующем его этапе были получены такие результаты (табл. 1): По данным таблицы наглядно видно, что ярославские высшие учебные заведения зачастую не имеют возможности самостоятельно определять стоимость результатов своей интеллектуальной деятельности, но даже полагаясь на специальные службы, определяющие стоимость инноваций и разрабатывающие стратегию извлечения из них прибыли, всё равно не могут достичь надлежащего результата высокой степени точности. Если даже профессионалы затрудняются надлежащим образом определить стоимость научных достижений, значит существующие на данный момент методы не являются эффективными, и требуются кардинально другие решения данной проблемы. Немаловажное значение для определения рыночной стоимости результатов интеллектуальной деятельности имеет уровень развития самого рынка интеллектуальных продуктов. Факторы, от которых зависит данный показатель (на конкретной территории), представлены в таблице 2. Таким образом, можно наглядно видеть, от каких факторов зависит уровень развития рынка результатов интеллектуальной деятельности на каждой конкретной территории, а значит - как можно повлиять на данный показатель и этим способствовать переводу экономики научных достижений на коммерческие рельсы, а значит и повышению точности оценки рыночной стоимости интеллектуального продукта.