OCENKA RYNOCHNOY STOIMOSTI REZUL'TATOV INTELLEKTUAL'NOY DEYATEL'NOSTI KAK ODNA IZ VEDUSCHIH PROBLEM INNOVACIONNOY EKONOMIKI ROSSII
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article shows the problems of calculating the commercial price of an intellectual product in modern conditions as the main obstacle to increasing the domestic scientific potential. The question is covered, including from the point of view of legislation, shows the main legal source of information on this issue, and concluded on the ineffectiveness of such an approach in modern commercial conditions due to significant differences in the evaluation of the goods existing in material terms (which analyzed the legislator in the preparation of this rule of law), and the goods that do not have such an expression, since the intellectual product for this should first be transferred from the development stage to the production stage, but this is a completely different sphere of economy. Other methods of determining the commercial value of the results of intellectual activity are also shown and conclusions are drawn about the inapplicability or relative applicability of these tools. Also, the factors affecting the level of development of the market of intellectual products, as this indicator is important for determining the market value of the results of intellectual activity.

Keywords:
intellectual product, intellectual activity, intellectual property, small innovative enterprises, higher school, market value assessment, economic efficiency, innovative economy, patents, licenses
Text
Интеллектуальный продукт обладает высокой стоимостью, которая зачастую превышает цену материальных благ. Несмотря на это, сам создатель интеллектуального продукта порой недооценивает результаты своих трудов и не имеет полного представления об их конечном использовании и размере экономической выгоды спонсоров от такого использования. Данная проблема является одной из основных в сфере интеллектуальной экономики и вызывает необходимость разработки методик оценки такого сложного товара. При поиске путей решения этого вопроса были выявлены примерные показатели, сравнительный анализ которых может помочь назначить правильную цену: · научно-технические характеристики рассматриваемого объекта, по которым научное сообщество может предположить его пользу для науки и общества; · коммерческие характеристики рассматриваемого объекта (если таковые уже видны, например, по предзаказам или заказам на аналогичный интеллектуальный продукт); · правовые характеристики рассматриваемого объекта (например, к какой сфере деятельности законодатель относит новое изобретение, подлежит ли оно лицензированию по закону, и т.п.); · конечная цель и промежуточные задачи внедрения рассматриваемого объекта, позволяющие предположить возможную экономическую выгоду от такого внедрения; · условия будущего применения рассматриваемого объекта, позволяющие выявить возможные убытки покупателя данной интеллектуальной собственности, снижающие выгоду от ее использования; · возможные результаты внедрения и применения рассматриваемого объекта, прогнозируемые с учётом всех предыдущих факторов, способных влиять на конечную цену. Как писал известный учёный А.Маршалл [2], одно из важнейших качеств экономиста - это воображение, которое призвано помочь ему делать подобные прогнозы. Все эти данные оценщикам могут предоставить соответствующие маркетинговые и патентные исследования. Если смотреть с точки зрения законодательства, то основным нормативно-правовым источником информации по данному вопросу является Постановление Правительства РФ от 06.07.01 под № 519 «Об утверждении стандартов оценки» [1]. Исходя из этого документа, под ценой интеллектуального продукта можно понимать ту цену, за которую он может быть куплен, при условии, что его возможная продажа не будет являться единственным предложением (то есть не будет иметь место искусственное завышение цены и недобросовестное ценообразование). Подход законодателя предельно прост, но к сожалению, не всегда применим в сфере инновационной экономики. Во-первых, интеллектуальный продукт априори является уникальным, и поэтому может не иметь себе не только конкурентов, но и рынка. Во-вторых, цена, по которой он мог бы быть куплен, может меняться в диапазоне сотен и тысяч процентов, в зависимости от развития инновационных технологий. В качестве примера можно вспомнить изобретения известных учёных прошлого, которые не сделали их богатыми при жизни, но принесли миллионы их последователям. На сегодняшний день используются следующие методы определения стоимости результатов интеллектуального труда: · Доходный метод основан на определении возможного дохода от конечного использования интеллектуальных разработок, который делится в соответствующих долях, зафиксированных в договоре между разработчиком (лицензиаром) и лицензиатом, который использует интеллектуальный продукт на основе купленной лицензии. · Сравнительный метод базируется на сравнении инновационных разработок по параметрам их цены, известной по истории их купли-продажи (или купли-продажи аналогичных результатов интеллектуальной деятельности). · Затратный метод основывается на подсчёте потраченных на разработку данного интеллектуального продукта средств, включая покупку материалов для исследований, оплату труда лаборантов, и т. п. Может учитывать уже потраченные средства или же суммировать предполагаемые затраты, которые потребовались бы для создания такого же интеллектуального продукта. Прогнозируемый доход здесь тоже должен входить в конечную цену. Но ни один из этих способов определения стоимости нельзя назвать подходящим и отвечающим возложенным на него ожиданиям, так как интеллектуальный продукт не поддаётся измерению в материальном виде и поэтому не может быть продан стандартным способом. Для того чтобы получить прибыль от интеллектуальной собственности, сначала следует воспользоваться данными разработками для производства чего-то материального, будь то инновационный прибор, технология передачи данных или химическое соединение, являющееся лекарством. И уже этот продукт производства будет намного легче оценивать. Основная проблема интеллектуальной экономики в нашей стране заключается в том, что авторы инноваций затрудняются определить даже примерную стоимость своих разработок, а значит не могут ими воспользоваться надлежащим образом, в том числе - получить достаточные средства на дальнейшую работу по совершенствованию своего продукта. В частности, такие тенденции были выявлены в рамках опроса [3] среди предпринимателей инновационной сферы, осуществляющих свою деятельность при ярославских высших учебных заведениях (рис. 1). На данной диаграмме можно наглядно рассмотреть, как распределились ответы на вопрос «Способны ли вы определить цену своих инновационных разработок?». В результате вышеприведённого исследования также была выявлена потребность предпринимателей, работающих в сфере интеллектуальной экономики, в должности менеджера по высоким технологиям, который проводил бы оценку всех инновационных разработок на их предприятиях (на такой вопрос ответили утвердительно 24,1% респондентов). На проходившем в 2013 году Гайдаровском форуме тоже поднималась эта тема и были сделаны аналогичные выводы о необходимости такой профессии. Специалист в данной области, А.А. Румянцев [4] также обращается к рассматриваемому вопросу и объясняет необходимость формирования специальных служб на предприятии, которые занимались бы именно определением стоимости инноваций и разработкой стратегии извлечения из них прибыли. Но такие службы есть далеко не в каждом институте и даже университете. Если говорить об Ярославской области, в которой проходило вышеописанное исследование, то на последующем его этапе были получены такие результаты (табл. 1): По данным таблицы наглядно видно, что ярославские высшие учебные заведения зачастую не имеют возможности самостоятельно определять стоимость результатов своей интеллектуальной деятельности, но даже полагаясь на специальные службы, определяющие стоимость инноваций и разрабатывающие стратегию извлечения из них прибыли, всё равно не могут достичь надлежащего результата высокой степени точности. Если даже профессионалы затрудняются надлежащим образом определить стоимость научных достижений, значит существующие на данный момент методы не являются эффективными, и требуются кардинально другие решения данной проблемы. Немаловажное значение для определения рыночной стоимости результатов интеллектуальной деятельности имеет уровень развития самого рынка интеллектуальных продуктов. Факторы, от которых зависит данный показатель (на конкретной территории), представлены в таблице 2. Таким образом, можно наглядно видеть, от каких факторов зависит уровень развития рынка результатов интеллектуальной деятельности на каждой конкретной территории, а значит - как можно повлиять на данный показатель и этим способствовать переводу экономики научных достижений на коммерческие рельсы, а значит и повышению точности оценки рыночной стоимости интеллектуального продукта.
References

1. Ob utverzhdenii standartov ocenki [Tekst]: postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 6 iyulya 2001 g. № 519 // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. - 2001. - № 29. - St. 3026.

2. Marshall, A. Principy ekonomicheskoy nauki / A. Marshall // Sobr. soch.: v 3 t. - M., 1993. - T.1. - S. 100-101.

3. Kommercializaciya intellektual'nogo produkta vysshey shkoly kak faktor razvitiya innovacionnogo potenciala regiona: monografiya / A.B. Il'in, L.S. Leont'eva. - Yaroslavl': Avers Plyus, 2013. - 100 s.

4. Rumyancev, A.A. Menedzhment innovacii. Kak nauchnuyu razrabotku dovesti do innovacii [Tekst]: ucheb. posobie / A. A. Rumyancev. - SPb.: Izd. dom Biznes-pressa, 2007. - 200 s.

5. Cvetkov, K.A. Metody ocenki kommercheskogo potenciala intellektual'nogo kapitala [Tekst] dis… kand. ekon. nauk: 08.00.05 / Cvetkov Kirill Alekseevich. - SPb., 2005. -142 s.

6. Leont'eva, L.S. Intellektual'nyy trud v sovremennoy sisteme ekonomicheskih otnosheniy [Tekst]: monografiya / L.S. Leont'eva, T.V. Borovikova, V.A. Filinov. - M.: MIRBIS, 2010. - 132 s.

7. Il'in A.B. Ispol'zovanie intellektual'nogo produkta vysshego obrazovaniya dlya povysheniya ustoychivosti razvitiya territorii / A.B. Il'in, D.A. Shpilev // Vestnik Yaroslavskogo gosudarstvennogo universiteta im. P.G. Demidova. - 2011. - № 4. - S. 173-175.

8. Innovacii. Biznes. Obrazovanie: regional'nyy aspekt / Tihomirova N.V., Leont'eva L.S., Minashkin V.G., Il'in A.B., Shpilev D.A. - Moskva, MESI, 2011. - 110 s. ISBN: 978-5-7764-0695-9

9. Leont'eva L.S. Regional'nyy klaster kak mehanizm formirovaniya innovacionnogo potenciala i ustoychivogo razvitiya territorii (chast' 1) / L.S. Leont'eva, A.B. Il'in, D.A. Shpilev // Ekonomika, statistika i informatika. Vestnik UMO. Nauchno-prakticheskiy zhurnal. - 2012. - № 1. - S. 40-43.

10. Leont'eva L.S. Regional'nyy klaster kak mehanizm formirovaniya innovacionnogo potenciala i ustoychivogo razvitiya territorii (chast' 2) / L.S. Leont'eva, A.B. Il'in, D.A. Shpilev // Ekonomika, statistika i informatika. Vestnik UMO. Nauchno-prakticheskiy zhurnal. - 2012. - № 2. - S. 44-47.

Login or Create
* Forgot password?