На протяжении последних лет Правительство Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти принимают ряд мер, направленных на повышение эффективности расходования средств федерального бюджета, направляемых в том числе и на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, выполняемые в рамках государственного оборонного заказа [2,3]. Одним из путей совершенствования эффективности расходования средств федерального бюджета является повышение результативности государственных закупок и снижения стоимости выполняемых по государственным контрактам работ, их ориентация на приобретение качественно новых, имеющих перспективу дальнейшего долгосрочного конкурентного использования инновационных систем, товаров и услуг, при которых должны быть четко сопоставлены параметры их цены и качества [4]. Как следует из доклада Минфина России, подготовленного в рамках парламентских слушаний по вопросу повышения эффективности расходования средств федерального бюджета, до настоящего времени полностью искоренить практику закупки государственными заказчиками однотипных товаров, работ и услуг со сходными тактико-техническими характеристиками, но существенно отличающихся по качественным и ценовым критериям не удалось. В то же время государственными заказчиками и в том числе Госкорпорации «Роскосмос» принимаются серьёзные меры, направленные на совершенствование закупочных процедур, осуществляемых в рамках государственного оборонного заказа и выработку политики, направленной на минимизацию риска в указанной сфере деятельности [5]. В данном контексте одним из направлений, расширяющих потенциальные возможности государственных заказчиков, связанных с определением, предупреждением и снижением различного рода рисков, приводящих к несвоевременному, некачественному исполнению, необоснованному росту стоимости разработки новых изделий или систем, либо срыву государственного оборонного заказа, является выработка методических подходов к эффективному управлению ранее полученными знаниями и декомпозироваными результатами ранее проведенных НИОКР на основе формирования отраслевой мультидоступной среды для предприятий РКП с перспективой вовлечения в этот периметр других отраслей народного хозяйства [6,7]. Однако формирование данной среды будет сопровождаться некоторыми сложностями, обусловленными рисками, возникающими в сфере использования, отраслевого тиражирования, реализации и приобретения знаний, сформированных на основе проинвентаризированных результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Идеология методического подхода сводится к использованию ранее полученных декомпозированных результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в моделировании инновационных продуктов с использованием прототипизированных элементов с требуемыми заказчиком функциями и возможностями, а также к предвидению возможных неблагоприятных событий (рисков), оценке вероятности наступления неблагоприятных условий, идентификации факторов, влияющих на расходы, тактико-технические характеристики разрабатываемых систем и изделий, включая оценку влияния негативных факторов на графики проводимых в рамках государственного оборонного заказа работ. Одним из аспектов формирования интероперабельной системы декомпозированных результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ при создании инновационных продуктов является наличие апробированных механизмов предвидения и оценки потенциальных угроз и рисков характерных для данной системы, поскольку рассмотрение проблемных вопросов касается в том числе использования потенциальных возможностей для повышения качества работ в области экономической эффективности, предполагающих рациональное использование бюджетных ассигнований, выделяемых на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы. В данном контексте под риском целесообразно рассматривать потенциально возможное событие или условия (обстоятельства), которые могут оказать негативное влияние на основные параметры государственного оборонного заказа в плане стоимости, сроков выполнения поставленных задач и тактико-технических характеристик разрабатываемых систем и изделий. Характеристика рисков обуславливается вероятностью возникновения неблагоприятного события и последствиями, воздействием или степенью воздействия нежелательного события на программу в случае реализации риска. Проблемы или проблемные моменты представляются событиями или условиями с отрицательным эффектом от использования элементов интероперабельной системы декомпозированных результатов, которые уже произошли (реализованные риски) в силу тупиковости пути развития внесенных в нее элементов или достоверно произойдут в силу невозможности или непонимания пользования потребителями информацией из системы, а возможности представлены в виде технологического, финансового и другого программного потенциала, который можно использовать для снижения стоимости готового изделия, сокращения сроков выполнения работ и/или повышения (достижения) исходных тактико-технических характеристик. Данные обстоятельства делают необходимым более подробно рассмотреть некоторые проблемные аспекты формирования указанной системы. Наиболее рациональные методологические подходы к процессу выявления, исследования и анализа технических, программных и финансовых (коммерческих) рисков, включают: 1. Организацию информационного взаимодействия между всеми задействованными структурами, анализ накопленного опыта по снижению рисков и решению проблем в аналогичных программах приобретений систем и изделий. 2. Внимательное изучение поданных заявок при выборе основных подрядчиков и субподрядчиков. 3. В ходе деятельности по системному проектированию в течение жизненного цикла системы или изделия: - планирование деятельности по изучению альтернатив с определением источников и степеней рисков, связанных с решением задач по достижению необходимого потенциала разрабатываемой системы и тактико-технических требований, определению основных факторов, влияющих на стоимость проекта, сроки выполнения работ, тактико-технические характеристики, и выбору наиболее приемлемого варианта создания новой системы; - определение потребностей, касающихся взаимозависимости и интероперабельности новой системы с уже существующими комплексами; - планирование технического содержания каждого этапа программы приобретения, включая формирование управленческого аппарата и производственных мощностей; - проведение технических экспертиз системного проектирования на этапах достижения готовности технологий и снижения рисков, проектирования и организации производства с использованием ранее полученных декомпозированных результатов в целях выявления проблемных требований, неготовых технологий, конструктивных недостатков и трудностей по достижению необходимого уровня боевого потенциала новой системы; - оценка готовности критических технологий; - составление контрольного перечня проблем, которые необходимо решить при разработке, производстве и технической поддержке эксплуатации новой системы; - оценка результатов прототипирования, тестирования и интеграции; - анализ изменений в конструкции; - анализ характера и последствий отказов, анализ диагностического дерева отказов и дополнительные анализы надежности; - учет и анализ специальных проектных решений, касающихся интеграции человеческих потребностей в конструкцию системы, надежности, долговременной поддержки эксплуатации и безопасности. 4. Использование других прогнозных индикаторов, позволяющих заблаговременно определить появление и динамику изменения рисков. 5. Проведение независимых оценок. 6. Анализ изменения основных параметров и ключевых показателей программы. 7. Анализ влияния внешних факторов на ход реализации программы, включая: - отслеживание изменений в требованиях заказчика, концепции применения и тактико-технических характеристиках; - отслеживание внешних факторов, воздействующих на стоимость, сроки выполнения работ и финансирование проекта; - учет требований по синхронизации проекта с более важными программами приобретений; - анализ интероперабельности нового образца с системами предыдущего поколения; - учет требований и рекомендаций прочих структур, прямо или косвенно задействованных в разработке, производстве и эксплуатации изделия; - учет изменений в законодательных и нормативных положениях. В процессе производства необходимо обратить внимание на: - организацию контроля за результатами принимаемых решений, касающихся производства и эксплуатации системы, смены подрядчиков, обеспечения запчастями и т.д.; - контроль за готовностью производства и производственного процесса, а также инструментария и оснастки; - учет прочих других факторов, таких как: доступность оборудования, закупаемого в рамках выполнения федеральных целевых программ; возможность замены поставщика (подрядчика); доступность материалов; экспортный контроль и др. Все риски, которые могут оказать нежелательное воздействие на стоимость, сроки выполнения работ и тактико-технические характеристики системы либо изделия, подразделяются на три категории: - технические риски; - программные риски; - финансово-экономические и прочие риски (бизнес-риски). 1. Технические риски - риски, которые могут повлиять на эффективность функционирования или достижение расчетных эксплуатационных характеристик новой системы либо изделия. Обычно проявляются при формулировании тактико-технических требований, технологической разработке, техническом проектировании, интеграции компонентов в единую систему, тестировании, производстве, контроле качества, логистическом обеспечении, организации безопасности системы и профессиональной подготовке личного состава. Технические риски включают в себя: - технологические риски, сопряженные с процессом передачи технических усовершенствований (новых технологий), созданных в научно-исследовательских лабораториях, через разработку и испытания опытного образца (прототипирования) в область опытно-конструкторских работ и технического проектирования. В свою очередь технологические риски включают потенциальные проблемы, связанные с исследованиями, разработкой, созданием и испытаниями опытных образцов (прототипированием), а также проверкой работоспособности в лабораторных и эксплуатационных условиях; - проектно-конструкторские риски, связанные с многопрофильным применением инженерных решений по преобразованию требований заказчика в эффективную и осуществимую с финансовой точки зрения систему либо изделие. К данной группе относятся риски, сопряженные с инженерно-техническими процессами, управленческими процессами инженерно-технических и опытно - конструкторских работ, подготовкой производства. - интеграционные риски - потенциальные риски, возможность возникновения которых наступает в процессе сопряжения отдельных элементов в систему (внутренняя интеграция), а также данной системы с другими системами (внешняя интеграция). Кроме того, интеграционные риски могут проявиться в ходе сопряжения аппаратных средств и программного обеспечения всех компонентов системы. 2. Программные риски - риски нетехнического характера, проявляются в таких областях деятельности как предварительная оценка программы (оценочная стоимость, прогнозные сроки выполнения работ, оценочная численность управляющего аппарата, оценка необходимых промышленных мощностей), планирование программы, выполнение программы, взаимодействие между участвующими структурами и т.д. 3. Финансово-экономические и прочие риски (бизнес-риски) - внешние риски нетехнического характера, находящиеся вне зоны контроля и воздействия исполнителя программы. В зависимости от конкретной ситуации бизнес-риски могут возникать на различных уровнях. Бизнес-риски присущи мероприятиям, относящимся к взаимозависимости между программами, ресурсам (финансирование, сроки поставки, профессиональные кадры, производственные мощности, поставщики, инструментарий и т.д.), программным приоритетам, нормативно-законодательным актам, требованиям задействованных структур (заказчик, структуры приобретения и т.д.), конъюнктуре рынка и др. Формирование интероперабельной системы [1] обуславливается способностью, созданных в ракетно-космической отрасли систем управления базами данных знаний, полученных при формировании агрегированного массива декомпозированных результатов научно-исследовательской деятельности и опытно-конструкторских работ («Сведения о результатах инновационной деятельности (Innovac)», «Создание и использование объектов интеллектуальной собственности, а также новых технологий (IntellectProp)», «Реестр объектов интеллектуальной собственности» (Ipside)», «База данных результатов НИОК и ТР, полученных по госконтрактам с Госкорпорацией «Роскосмос»), к полноценному обмену информационными компонентами между собой в автоматическом режиме, при этом оставаясь в контуре «открытой системы», способной к интеграционному объединению как с вновь создаваемыми системами внутри периметра космической отрасли, так и с внешними, находящимися на межотраслевом уровне. Создание интероперабельной системы управления результатами научно-технической деятельности предприятий ракетно-космической промышленности, полученными в результате выполнения научно-исследовательских и опытно-констукторских работ, способствует не только эффективному использованию имеющейся научно-технической и материальной ресурсной базы космической отрасли, но и даёт толчок к качественному развитию информационно-коммуникационных технологий, направленных на становление информационного общества и последующему переходу к электронной экономике [8]. При этом для ее полноценного функционирования системы государственные заказчики, осуществляющие закупки продукции в рамках выполнения государственного оборонного заказа, должны контактировать на регулярной основе не только с головными исполнителями государственных контрактов (производителями), но и со всей привлекаемой кооперацией для формирования требований по ее использованию и ее информационному наполнению при разработке инновационных продуктов, а также взаимного информирования при выявлении рисков реализации создания конечного изделия или его отдельных элементов и частей для нахождении решений по их нивелированию. В то же время профильные специалисты из числа разработчиков и заказчиков должны внимательно относиться к изменениям в требованиях, особенно к ключевым эксплуатационным параметрам и ключевым системным характеристикам, для выявления рисков, которые могут проявиться и негативно повлиять на стоимость, сроки и тактико-технические характеристики выпускаемого изделия. Необходимо констатировать, что создание интероперабельной системы декомпозированных результатов научно-исследовательских и опытно-констукторских работ для их прототипизированных при создании инновационных продуктов в ракетно-космической промышленности представляется наиболее целесообразным в виду возможности более эффективного использования имеющихся заделов и ресурсной базы в виде результатов научно-технической деятельности [9]. Однако при формировании данной системы необходимо учитывать и по возможности нивелировать риски, проявление которых свойственно данному процессу.