Традиционно сложилось так, что деятельность по освоению космического пространства - космическая деятельность [1], а также результаты, создаваемые в процессе осуществления указанной деятельности - результаты космической деятельности [1], носят закрытый характер и большинство существующих, разрабатываемых и планируемых к созданию ракетно-космических технологий, материалов, образцов космической техники являются недоступными для большинства отечественных высокотехнологичных предприятий, работающих в смежных отраслях промышленности. Подавляющая часть создающихся в организациях ракетно-космической промышленности технологических решений, уникальных с точки зрения технического замысла и практической реализации, являются узко специализированными и неадаптированными к возможностям массового применения в отечественных секторах промышленности. Специалистам, незнакомым со спецификой ракетно-космической деятельности, практически невозможно разобраться в разнообразии существующих комплексных ракетно-космических технологиях, что в свою очередь является существенным сдерживающим фактором в рамках межотраслевого трансфера технологий, на чем, считается, должно базироваться инновационное развитие организаций других отечественных отраслей и секторов промышленности. Ракетно-космическая отрасль как совокупность организаций и центров компетенций исторически молодая в сравнении с традиционно сложившимися и функционирующими отраслями промышленности России. В тоже время отрасль достаточно зрелая по сравнению с вновь появляющимися и нарождающимися высокотехнологичными секторами экономики с инновационными векторами развития, создающими высокотехнологичную продукцию с высокой добавленной стоимостью, формируемой, в первую очередь, за счет результатов интеллектуального труда и относящейся к пятому (шестому) уровню технологического уклада [2]. Специфика деятельности ракетно-космической промышленности в части решаемых задач в области обеспечения обороны и безопасности государства, с одной стороны обусловила высокий уровень закрытости ракетно-космической отрасли, следствием чего невозможно оперативно решать вопросы трансфера создаваемых интеллектуальных продуктов и технологических решений в гражданские сектора экономики, с другой стороны наличие таких продуктов и решений может рассматриваться как вызов для создания гражданских аналогов для удовлетворения потребностей не только организаций ракетно-космической промышленности, но и для широкого круга потенциальных потребителей, как внутри, так и за пределами России. Годами сложившаяся в космической отрасли на уровне предприятий, организаций, центров управления и компетенций управленческая культура работы с результатами научно-технической деятельности формировалась в традициях Минобороны России, как культура «военизированной отрасли» со строгой вертикалью власти и подчинения, включая искусственную локализацию информации о созданных (имеющихся) научно-технических заделах, что так же не способствовало созданию условий для развития как внутриотраслевой, так и межотраслевой конкурентной среды. Современный этап развития ракетно-космической промышленности характеризуется перманентной чередой реформирований и реорганизаций, что в свою очередь не позволяет сформировать транспорентную отраслевую политику (концептуальные подходы) в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и культуру работы с создаваемыми активами (материального и нематериального характера) [3], являющимися результатами научно-технической деятельности, создаваемыми творческим трудом научных коллективов работников космической отрасли. Ранее созданные и успешно функционировавшие в организационно-штатных структурах ракетно-космической промышленности соотвествующие подразделения в полном объеме обеспечивали процессы создания ракетно-космической техники патентно-правовой информацией о существующем как внутри страны, так и за рубежом уровне научно-технологического развития в космической сфере деятельности. Сотрудники патентно-лицензионных и информационных отделов имели высокую профессиональную квалификацию, а поставляемая разработчикам ракетно-космической техники информация позволяла в полной мере определять новизну, изобретательский уровень, потенциальную востребованность создаваемых технических и технологических решений. На текущем, очередном этапе переформатирования ракетно-космической промышленности, происходит сокращение патентно-лицензионных и информационных отделов, а накопленный годами практический опыт работ в сфере интеллектуальной собственности остаётся невостребованным и со временем утрачивается. Учитывая значительный объем наработанного, но неформализованного научно-технического задела, сформировавшегося с момента создания ракетно-космической отрасли, на повестке дня остро встаёт вопрос реального обладания результатами научно-технической деятельности, созданными ранее в ходе работ по государственным контрактам, как в период деятельности современной России, так и в период деятельности СССР, правообладателем которого де-юре является Российская Федерация. Внутриотраслевая полемика по данному вопросу среди специалистов в сфере интеллектуальных прав не утихает и сегодня. Содержание дискуссии сводится к тому, что Российская Федерация в лице Госкорпорации «Роскосмос» является правообладателем указанных результатов научно-технической деятельности «де-факто». В свою очередь, представители предприятий и организаций ракетно-космической промышленности также считают что имеют определенные права на результаты научно-технической деятельности «советского периода» по праву исполнителя как «элемент собственности в составе свого имущественного комплекса предприятия». Распределение прав на результаты научно-технической деятельности по государственным контрактам (включая созданную интеллектуальную собственность) до 2016 г. регламентировались особыми условиями государственных контрактов Федерального космического агентства на создание научно-технической продукции (приказ Роскосмоса от 9 декабря 2010 г. № 199) [4], в которых допускалось совместное правообладание интеллектуальной собственностью, созданной в ходе выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам. Данное обстоятельство позволяло предприятиям и организациям правомерно использовать результаты научно-технической деятельности в ходе реализации длительных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выплачивать вознаграждения авторам, формировать собственный интеллектуальный капитал. С 2016 года, в соответствии с указаниями Госкорпорации «Роскосмос», закрепленными в типовых условиях государственных контрактов, права на результаты научно-технической деятельности закрепляются исключительно за Российской Федерацией в лице Госкорпорации «Роскосмос», что, как показывает анализ патентной и изобретательской активности, не лучшим образом сказывается на мотивации научных коллективов ракетно-космической промышленности в части формализации и раскрытия информации о создаваемых интеллектуальных объектах. Качественному изменению сложившейся ситуации должно было способствовать создание Госкорпорации «Роскосмос» [5], являющейся правопреемником Министерства общего машиностроения СССР, Российского космического агентства [6], Российского авиационно-космического агентства [7] и Федерального космического агентства [8] и объединяющей в рамках одной структуры все ключевые функции, необходимые для создания, практического внедрения и последующего использования, созданной в рамках научно-исследовательских работ научно-технической продукции ракетно-космической назначения, в частности: распоряжение бюджетными средствами (получатель и главный распорядитель бюджетных средств, главный администратор доходов бюджета); выполнение функций государственного заказчика (космических программ, государственный заказчик-координатор, президентских программ, Федеральной космической программы России, межгосударственных и федеральных целевых программ, государственного оборонного заказа, федеральной адресной инвестиционной программы, программ Союзного государства и программ международного сотрудничества в области космической деятельности); исполнитель космических программ (ответственный исполнитель госпрограммы вооружения); субъект, наделённый полномочиями принимать от лица государства выполнение космических программ; субъект, лицензирующий космическую деятельность; субъект, наделённый полномочиями от имени Российской Федерации, распоряжаться правами на результаты НИОКР, включая интеллектальную собственность; исполнитель государственных функций и государственных услуг в сфере космической деятельности. Сложившаяся практика реализации задач в области обеспечения развития космической деятельности и выполнения заданий по обеспечению национальной обороноспособности и безопасности государства способствовала формированию финансовой зависимости ракетно-космической промышленности от поступления бюджетного финансирования на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, отодвинув на задний план вопросы экономической эффективности выделяемых государством инвестиционных ресурсов, а также рационального использования имеющихся научно-технических заделов, как ресурсной базы дальнейшего развития космической отрасли. Возможность продуктивного решения проблемы избавления ракетно-космической промышленности от критической зависимости от государственных бюджетных инвестиций, выделяемых на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связана с решением следующих вопросов: распредление и учёт прав Российской Федерации на результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по категориям создаваемых результатов (объекты права собственности, интеллектуальных прав, документация) с обеспечением балланса интересов всех участников отношений по цепочке: автор/ры служебных результатов интеллектальной деятельности, со-исполнитель, головной исполнитель госконтракта, Российская Федерация; необходимость осуществления контроля эффективности использования созданных результатов научно-технической деятельности по категориям создаваемых результатов (объекты права собственности, интеллектуальных прав, документация); необходимость проведения и соблюдения процедуры, связанной с обеспечением режима ограниченного использования результатов научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ в случае наличия потенциальной возможности к коммерциализации полученного результата, либо его использования в гражданских секторах отечественной экономики; обеспечение соблюдения прав Российской Федерации в лице Госкорпорации «Роскосмос» на результаты научно-технической деятельности, создаваемые в ходе работ по государственным контрактам, по всей глубине сложившейся кооперации по выполнению темы НИОКР - головной исполнитель и со-исполнители составных частей НИОКР, что, в текущем периоде, не происходит. Однако перечисленные затруднения являются не единственными на пути поиска путей решения накопившихся за десятилетия в ракетно- космической отрасли проблемных вопросов [9]. Зачастую предлагаемые для решения имеющихся проблем алгоритмы корпоративного переформатирования ракетно-космической промышленности в целях оптимизации и повышения эффективности производственной деятельности не учитывают другие аспекты, составляющие специфику реализуемых в ракетно-космической отрасли научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и влияющие на эффективность деятельности в области исследований и разработок: сокращение длительности технологического цикла научно-технических разработок ракетно-космической техники, технологий, материалов, который существенно превышает обычный операционный цикл хозяйственной деятельности в 12 месяцев, в ходе которых зачастую меняется концепция и подходы, а созданый на начальных этапах научно-технический задел утрачивается; ресурсоёмкость (финансовые средства, материалы, научно-технический задел, компетенции и др.) процессов создания образцов ракетно-космической техники. Значительность материальных, трудовых, временных и интеллектуальных ресурсов, задействованных в разработке, выпуске и использовании конечной продукции предприятий космической отрасли предопределяет необходимость комплексного подхода к существующему научно-техническому заделу; мультидисциплинарность процессов создания образцов ракетно-космической техники, поиск и включение в контур исполнителей государственных заказов новых научных коллективов, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства; нацеленность результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на длительную перспективу, а не на удовлетворение текущих потребностей экономики России. Длительность цикла возврата вложений государства в образцы ракетно-космической техники и технологий; «мало-серийность» выпуска конечной продукции предприятиями ракетно-космической промышленности (зачастую единичность конечной продукции). Результаты исследований и разработок часто воплощаются в единичном опытно-промышленном образце, практическое использование которого осуществляется одноразово в режиме удаленного доступа посредством автоматизации при отсутствии возможности утилизировать образец на Земле; согласование национальных и международных стандартов и регламентов при проведении международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства и создания образцов космической техники в рамках международного сотрудничества в ходе проводимых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Формирование согласованных нормативно-правовых конструкций, что зачастую имеет существенные значение для дальнейшего использования результатов и объектов интеллектуальной собственности всеми участниками без ущемления прав сторон. Вышеобозначенная специфика существенным образом влияет на формирование, идентификацию, распределение прав на результаты научно-технической деятельности, создаваемые (получаемые) при выполнении в ракетно-космической отрасли научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. И, не в последнюю очередь, основополагающим фактором качественно меняющим традиционно сложившиеся внутри хозяйственно-экономического периметра Госкорпорации «Роскосмос» связи должна стать ревизия кооперационных межхозяйственных взаимоотношений, в целях выстраивания оптимальных подходов, обеспечивающих в первую очередь конкурентоспособность ракетно-космической техники и услуг. Поводя итог сказанному можно говорить о том, что на сегодняшний день существуют следующие отличительные черты, определяющие особенности выполнения научно-исследовательских и опытноконструкторских работ в ракетно-космической отрасли: высокий уровень закрытости ракетно-космической отрасли и невозможность оперативного решения вопросов трансфера востребованных интеллектуальных продуктов и технологических решений в гражданские секторы экономики; перманентная череда реформирований и реорганизаций, не позволяющая сформировать транспорентную отраслевую политику (концептуальные подходы) в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и культуру работы с создаваемыми активами (материального и нематериального характера); отсутствие сложившейся правовой практики решения вопросов, касающихся использования наработанного, но неформализованного научно- технического задела, сформировавшегося с момента создания ракетно- космической отрасли, как в период деятельности современной России, так и в период деятельности СССР, как её предшественника; финансовая зависимость ракетно-космической промышленности от поступления бюджетного финансирования на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которая в обозримом будующем будет существовать.