PROBLEMY NALOGOOBLOZHENIYA I NALOGOVOGO ADMINISTRIROVANIYA NEFTYANYH KOMPANIY (NA PRIMERE PAO «NEFTYANAYA KOMPANIYA «ROSNEFT'»)
Abstract and keywords
Abstract (English):
The role of oil and gas revenues in the formation of the budget revenues and its changes for the previous year have been studied. The state of the oil and gas industry is reviewed. The latest changes in the field of taxation of organizations for the extraction and processing of hydrocarbons are considered. Tendencies of development of branch are revealed. The topical issues of tax administration are considered.

Keywords:
tax burden, mineral extraction tax, oil production, oil refining, the tax on the additional income, tax maneuver, tax administration
Text
В октябре 2018 года прошёл II Международный форум по энергоэффективности и развитию энергетики «Российская энергетическая неделя», где выступил Президент РФ В. В. Путин, который отметил, что нефтегазовая отрасль играет значимую роль в укреплении национальной экономики и формировании индустриальных центров нашей страны. Глава государства сделал акцент на необходимости выполнения стратегических задач, касающихся внедрения инновационных технологий в нефтегазовой промышленности, а также диверсификации рынков сбыта. Также в ходе своего выступления В. В. Путин подчеркнул важность усиления партнерства в нефтяной отрасли, заявив, что спрос на углеводороды будет расти - в основном благодаря потребителям из Азии. Владимир Путин добавил, что в настоящее время данная отрасль активно развивается, благодаря реализации масштабных проектов по внедрению современных технологий [12]. Нефть, газ и продукты их переработки являются лидерами в товарной структуре международной торговли на протяжении многих лет, существенно опережая другие статьи экспортно-импортных операций. Именно нефть и природный газ играют главную роль в мировом коммерческом энергобалансе [5]. Актуальность проблем, связанных с налогообложением нефтегазовой сферы обусловлена зависимостью доходов страны от деятельности предприятий, добывающих углеводороды. Система налогообложения нефтяной отрасли формировалась поэтапно. В 2002 году в налоговую систему введен налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Этот налог стал общим для всех месторождений одного вида ресурса [3]. Доходы федерального бюджета в 2018 году также, как и в 2017 году, состоят более чем на треть из нефтегазовых поступлений - 35,9% доходов в 2018 году, и 39,4% - в 2017. При этом, налог на добычу полезных ископаемых составил 67,5% от общей суммы нефтегазовых доходов бюджета на 2018 год; вывозные таможенные пошлины на нефть сырую - 16,5%; газ природный, а также товары, выработанные из нефти - 16% [21]. В структуре налоговой нагрузки по видам экономической деятельности в Российской Федерации, по данным Федеральной налоговой службы за 2017 год, безопасная налоговая нагрузка по добыче полезных ископаемых составила 36,7%, по добыче топливно-энергетических полезных ископаемых - 45,4%. Напомним, налоговая нагрузка определяется как отношение налогов (в т.ч. НДФЛ) и сборов по данным официальной статистической отчетности ФНС России к обороту организаций по данным Росстата, умноженное на 100%. [11] Согласно данным Министерства энергетики по отрасли, на 01.01.2018, деятельность по добыче нефти и газового конденсата (нефтяного сырья) осуществляли 288 организаций, имеющих лицензии на право пользования недрами: · 104 организации, входящие в структуру 11 вертикально интегрированных компаний (далее - ВИНК) - 85,7% суммарно от национальной нефтедобычи; · 181 независимые нефтедобывающие компании (не входящие в структуру ВИНК); · 3 компании на условиях соглашения о разделе продукции (далее - операторы СРП). На 01.01.2018 деятельность по добыче природного и попутного нефтяного газа на территории Российской Федерации осуществляли 254 добывающих предприятия: · 85 организации, входящие в состав ВИНК; · 15 дочерних компаний в составе Газпром; · 7 структурных подразделений НОВАТЭК; · 144 независимых нефтегазодобывающих компании; · 3 предприятия - операторы СРП [15]. Таким образом, можно отметить определяющее значение ВИНК в формировании доходной части бюджета. Вертикально-интегрированные нефтяные компании - это крупные энергетические компании, включающие в свой состав дочерние нефтеперерабатывающие предприятия и оказывающие непосредственное влияние на них. В данных структурах дочерние организации с точки зрения их центра управления и ресурсной базы являются практически независимыми организациями, в которых сконцентрирована текущая деятельность ВИНК. Материнская компания при этом определяет общую стратегию деятельности. Само по себе явление вертикальной интеграции позволяет на финансово-экономической основе объединить технологические процессы от разведки месторождений до реализации переработанного сырья потребителю. Особенности развития российских ВИНК - отказ от конкурентной борьбы между небольшими компаниями за конечного потребителя для объединения усилий, ресурсов и компетенций для получения синергетического эффекта от данного союза. Структура вертикально-интегрированных нефтяных компаний - эффективна, так как позволяет с большими возможностями и потенциалом взаимодействия с государством сохранять контроль над ресурсами внутри страны и защищать их от зарубежной экспансии. К современным ВИНК относятся: ПАО НК «Роснефть»; ПАО «Газпром»; ОАО НГК «Славнефть»; ПАО «ЛУКОЙЛ»; ПАО «Сургутнефтегаз»; ПАО «Татнефть»; ПАО НК «РуссНефть»; ПАО «НОВАТЭК»; ПАО «Газпром нефть» и другие. Стоит отметить, что некоторые ВИНК и холдинги были поглощены и взяты под контроль крупнейшими из них для повышения общего уровня технической оснащенности, особенно в части нефтеперерабатывающих заводов, а также для расширения границ влияния, территорий добычи и производственных мощностей. Например, ПАО НК «Роснефть» поглотила, взяла под контроль следующие компании: ОАО «Северная нефть» - для укрепления позиций в Тимано-Печоре; Англо-Сибирская нефтяная компания, имеющая лицензию на разработку Ванкорского месторождения в Восточной Сибири; холдинг «САНОРС» (ЗАО «Новокуйбышевская нефтехимическая компания») - усиление вектора нефтехимического развития и повышение добавленной стоимости производства; ПАО «Оренбургнефть» вошло в состав ПАО НК «Роснефть» с 2013 года; контрольный пакет акций ПАО АНК «Башнефть», которое стало их дочерней компанией - синергетический эффект через оптимизацию взаимных поставок нефти, совместное использование инфраструктуры добывающих активов и так далее [13]. Одной из целей создания ВИНК является создание условий для максимального сокращения вывоза сырой нефти с соответствующим увеличением экспорта нефтепродуктов. Современные реалии свидетельствуют, что она так и не была достигнута. Сегодня, в условиях санкционного режима, Российская Федерация получила возможность развития экономики в данном направлении. Фактор политики импортозамещения и поддержки отечественного производителя - важнейший стимул к достижению ранее поставленных целей, развитию взаимодействия между ВИНК и экономическими субъектами внутри страны. Политика импорта нефтепродуктов для производства внутри страны - не является эффективной, в связи с недостаточным техническим развитием и отсутствием производственных мощностей, обеспечивающих спрос на данный вид товара. Именно поэтому необходимо обратить внимание на перерабатывающие компании внутри страны. Нефтеперерабатывающие заводы (далее - НПЗ) в составе ВИНК обладают большим потенциалом, который возможно раскрыть с помощью налогового стимулирования. Стимулирование инвестиций на повышение эффективности деятельности НПЗ - одна из важнейших экономических задач, стоящих перед государственными структурами. Список крупнейших НПЗ России не изменялся уже несколько лет, при этом стоит отметить, что половина из них была создана в первые два десятилетия после Великой Отечественной Войны. Общая мощность их переработки составляет около 284 млн. тонн в год, кроме того, действуют 80 мини-НПЗ общей мощностью переработки около 11 млн. тонн в год. Одной из важнейших характеристик работы НПЗ является глубина переработки. Чтобы стимулировать приток инвестиций на обновление НПЗ, увеличение глубины переработки, качества конечного продукта и повышение технической оснащенности, постановлением Правительства РФ от 28 октября 2010 года № 864 были внесены изменения в требования для подключения к магистральным нефтепроводам новых НПЗ, установив необходимую глубину переработки - не менее 70% [22]. С октября 2011 года были заключены четырехсторонние соглашения по модернизации НПЗ между нефтяными компаниями, Федеральной антимонопольной службой России, Ростехнадзором и Росстандартом, предусматривающие реконструкцию и строительство 126 установок вторичной переработки сырья для перехода на производство более качественных видов нефтепродуктов и обеспечения достаточного производства моторного топлива и его предложения на внутренний рынок. Сроки по данным соглашениям несколько раз переносились по просьбам нефтяных компаний. По данным Министерства энергетики, большинство компаний завершают выполнение плана модернизации по соглашениям, но «Роснефть» сдвинула завершение программы модернизации НПЗ с 2020 на 2027 год [15]. Одной из причин стали изменения в налоговом законодательстве, которые вступили в силу с 01.01.2019 года. Корректировка системы налогообложения и поступлений платежей в бюджет происходит в сфере нефтяной промышленности при реализации налогового маневра и заключается в нескольких блоках: 1. 2019 - 2024: поэтапное снижение и отказ от акцизов на экспорт нефти и ГСМ, то есть к 2024 году ставка акциза составит 0, кроме отдельных видов нефтепродуктов; 2. 2019 - 2024: пропорциональное повышение ставок НДПИ без изменения действующих льгот и преференций; 3. введение обратного акциза на топливо для предприятий, производящих и реализующих ГСМ на внутреннем рынке; 4. планируется задействовать дополнительные меры поддержки реализации ГСМ в пределах страны и снижения темпов роста цен на них. Таким образом, можно выделить следующие цели трансформации воздействия на данную отрасль: 1. снижение доли акцизного сбора в нефтегазовых доходах - позволит снизить зависимость от мировых цен на нефть, повысить точность прогнозирования бюджетных показателей; 2. стимулирование переработки нефти на внутреннем рынке посредством повышения цен; 3. качественное обновление технического оснащения НПЗ через введение обратного акциза; 4. увеличение выгод от экспорта нефти и нефтепродуктов, благодаря механизмам логистического коэффициента, плавающего и обратного акцизов, которые позволяют рассматривать условия деятельности экономических субъектов более индивидуально. Необходимо учитывать особенности использования некоторых инструментов налогового маневра, позволяющих избежать резких повышений цен на нефтепродукты и сокращения реализации на внутреннем рынке. Так, введение плавающего акциза подразумевает регулирование налоговой нагрузки на НПЗ - в период низких цен на нефть она будет повышаться, в период высоких - снижаться. Механизм обратного акциза позволяет повысить привлекательность модернизации НПЗ и самого процесса переработки и реализации внутри страны. Возврат предоставляется в следующих случаях: · в зависимости от объемов, направляемых на переработку, и увеличивается, если НПЗ не выпускает темных нефтепродуктов; · компаниям, модернизирующим свои НПЗ; · по НПЗ, находящимся далеко от границы и получающих меньший доход от экспорта (логистический коэффициент). По замыслу, повышение цен на внутреннем рынке должно обеспечить покрытие себестоимости переработки нефтепродуктов, обеспечить выгоду перед экспортом сырой нефти. Изменение цен на моторное топливо при этом быстро вызывает социальный отклик. Это позволяет предположить, что Правительство может принудить нефтяные компании удерживать определенный уровень цен на продукцию. Подобная мера снижает рентабельность переработки и давит на финансовые показатели. Среди ВИНК наиболее уязвимыми к данным изменениям считаются ПАО «ЛУКОЙЛ» и ПАО «Газпром нефть», обладающие наибольшей долей внутренней переработки в выручке и поставляющие свыше 60% нефтепродуктов на внутренний рынок. В рамках большого налогового маневра 2019 - 2024 гг, риск неконтролируемого роста цен может компенсироваться высоким показателей выхода светлых нефтепродуктов на соответствующих НПЗ в России (более 65%). ПАО «НК «Роснефть» является крупнейшей публичной нефтяной корпорацией мира, а также стратегическим предприятием России [4]. ПАО НК «Роснефть» - один из крупнейших налогоплательщиков Российской Федерации и также находится в зоне риска данного налогового маневра. Основной причиной является логистическое отставание и низкий выход светлых нефтепродуктов по НПЗ, так как они были унаследованы еще в ходе приватизации 1990-х. ПАО АНК «Башнефть» - дочерняя компания ПАО НК «Роснефть» и является исключением, так как имеет одни из самых передовых НПЗ в России. В 2016 году контрольный пакет акций ПАО АНК «Башнефть» был приобретен именно с целью синергии через использование инфраструктуры и для повышения общей капитализации. Доля переработки Нефтеперерабатывающего комплекса ПАО АНК «Башнефть» в консолидированной группе ПАО НК «Роснефть» составляет около 50%, при глубине переработки 81,9%. Тем не менее, изменения в текущей конфигурации налогового маневра могут повлиять на рентабельность переработки и финансовые показатели. НК «Роснефть» занимает первые места среди крупнейших компаний Российской Федерации. Согласно отчетности, опубликованной на официальном ресурсе, выручка от реализации и доход от ассоциированных и совместных предприятий за 2017 год составила 6 014 млрд. руб. Налоги, кроме налога на прибыль организаций - 1 919 млрд. руб., экспортная пошлина - 658 млрд. руб. Таким образом, эффективная налоговая нагрузка за 2017 год в НК «Роснефть» составила 42,8% (2016 - 39,1%). За первое полугодие 2018 года эффективная налоговая нагрузка к выручке составила 47,6% (в 2017 году за аналогичный период - 44,3%) [13]. На платежи по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) и экспортным пошлинам за 2017 год приходилось 35,7% от суммы выручки за год (2016 - 33,4%) [13]. Ставка по НДПИ на нефть рассчитывается на основе мировых цен на нефть «Юралс» в долларах США за баррель нефти и среднего за месяц значения курса доллара США к рублю. В 2017 году базовая налоговая ставка НДПИ по сравнению с 2016 годом - выросла на 7,23% и составила 919 руб/тонну. В 2018 году базовая ставка по НДПИ была сохранена. Расчет налога в 2017-2018 годах производился по следующей формуле: НДПИ = Количество т * (Налоговая ставка * КЦ - Дм) КЦ - коэффициент динамики мировых цен на нефть (средняя цена нефти марки «Юралс» за баррель в долларах США за вычетом 15 умноженная на частное от деления среднего курса рубля к доллару США по данным Центрального Банка Российской Федерации на соответствующий месяц на 261), Дм - норматив, отражающий особенности добычи продукта. При этом: Дм = КНДПИ * КЦ * (1 - КВ * КЗ * КД * КДВ * ККАН) - КК , где учитываются: · уровень выработки недр, используемых при добыче (КВ); · запасы участка разработки недр (КЗ); · сложность ресурсодобычи (КД); · степень выработанности залежи (КДВ); · область добычи нефтепродукта (ККАН). КК - дополнительный показатель, увеличивающий ставку, введенный на срок с 01.01.2017 по 31.12.2020 года (2017 - 357 руб., 2018 - 357 руб., 2019-2021 - 428 руб.). В июле 2018 года в рамках завершающего этапа налогового маневра был принят ряд законопроектов и внесены соответствующие изменения в НК РФ. С 2019 года ДМ рассчитывается по следующей формуле: ДМ = КНДПИ x КЦ x (1 - КВ x КЗ x КД x КДВ x ККАН) - КК - КАБДТ - КМАН x СВ В данной формуле стали учитываться коэффициенты КАБДТ, КМАН и СВ, алгоритм расчёта которых устанавливается статьей 342.5 НК РФ. По своей сути, добавленные коэффициенты выступают аналогами вывозной пошлины [8]. ПАО «Роснефть» осуществляет много проектов в Арктике. Данная территория недостаточно эксплуатируется, но располагает обширными запасами углеводородов сложных по добыче, поэтому имеет ряд налоговых льгот. Данный регион является инвестиционно-привлекательным, и как результат, 44 шельфовых проектов ПАО «Роснефть» находится на этапе геологоразведочных работ и 11 лицензий уже выдано на добычу нефти и газа, при этом на 6 участках уже ведется добыча. В 2018 и 2019 годах НК «Роснефть» использует следующие льготы по НДПИ: 8. Нулевая ставка; 9. Уменьшение ставки НДПИ на показатель, характеризующий особенности добычи нефти (ДМ); 10. Налоговый вычет; 11. Особый налоговый режим для шельфовых проектов в РФ; 12. Специальный налоговый режим, не предусматривающий уплату НДПИ. При этом с 01.01.2018 по 31.12.2027 года устанавливается вычет по НДПИ при добыче нефти на участках недр, расположенных полностью в границах Нижневартовского района ХМАО - Югры, начальные извлекаемые запасы нефти каждого из которых - 450 млн тонн и более на 01.01.2016 год, относимые к Самотлорскому месторождению. Вычет по указанным участкам в совокупности - 2917 млн руб. за налоговый период (календарный месяц). В 2018 году выпадающий доход бюджета по данному налоговому вычету НК «Роснефть» составляет 35 млрд. руб., согласно годовой отчета. Изменения в налоговом законодательстве коснулись формулы расчета НДПИ как для нефти, так и для газового конденсата. Появились два новых коэффициента: Кман и Ксвн, которые являются аналогом вывозной пошлины. Первый из данных коэффициентов представляет собою эквивалент вывозной таможенной пошлины на нефть в 2018 г., скорректированный на среднее значение курса доллара США к рублю и коэффициент из таблицы, который возрастает с 0,167 для 2019 года до 1 к 2024 году. Второй коэффициент является корректировщиком первого и представляет собой применение льготной формулы таможенной пошлины при добыче нефти с вязкостью в пластовых условиях не менее 10000 мПаас. Рассматривая годовой отчет компании НК «Роснефть», можно произвести приблизительный расчет значения льгот в финансовом эквиваленте. За 2017 год средняя ставка НДПИ на нефть составила 8,13 тыс. руб. на тонну, что выше на 40,8% средней ставки за 2016 год. При этом фактические расходы по НДПИ на тонну нефти составили - 7,06 тыс. руб. (2016 - 5,06 тыс.руб) за счет применения льгот. Средняя ставка НДПИ на природный газ - 521 руб. за тыс.куб.м. Добыча жидких углеводородов за 2017 год достигла 225,5 млн т. Выпадающий доход бюджета за счет применяемых льгот по добыче нефти за 2017 год приблизительно равен разнице между объемом добычи за период умноженной на среднюю ставку НДПИ на нефть по компании и объемом добычи умноженной на фактические расходы по НДПИ на тонну нефти. В результате изменений налогового законодательства в вопросе НДПИ, данные суммы будут больше корректироваться, согласно индивидуальным условиям работы компании (наличие передовых НПЗ, сложность добычи, удаленность от рынков сбыта и прочие), что положительно скажется в росте финансовых потоков, направляемых на долгосрочные инвестиции с высокой отдачей в долгосрочном периоде. Изменения налогового законодательства в 2019 года следующие: 22. 19.07.2018 года был принят Федеральный закон №199-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации», где установлено, что с 01.01.2019 года взимается налог на дополнительный доход с добычи углеводородного сырья (далее - НДД). Таким образом, возникает новый рычаг для управления нефтегазовыми доходами бюджета. Понижается удельный вес вывозных пошлин, повышается уровень точности прогнозных данных для расчетов бюджета. Ставка НДД составляет 50% с дохода от добычи нефти (разницы между расчетной выручкой и затратами(убытками)). При этом НДПИ сохраняется, но рассчитывается по пониженной ставке. Соответственно, учитываются условия добычи и снижается нагрузка на более затратную глубокую разработку скважин. НДД применяется в отношении четырех групп месторождений. К ним относятся: 1. новые месторождения в Восточной Сибири с выработанностью не более 5% на 01.01.2017: · в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, Ненецкого автономного округа; · севернее 65 градуса северной широты полностью или частично в границах Ямало-Ненецкого автономного округа; · в пределах российского сектора дна Каспийского моря; 2. Месторождения, для которых предусматривается льгота по экспортной пошлине. То есть, если данные запасы месторождений были указаны в Примечании 8 к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС на 01.01.2018 г: например, Юрубчено-Тохомское нефтегазоконденсатное месторождение, Талаканское нефтегазоконденсатное месторождение (Восточный блок), Куюмбинское нефтегазоконденсатное месторождение и т.д.; 3. Действующие месторождения в Западной Сибири с выработанностью от 10% до 80% и объемами добычи не более 15 млн т/год (например, месторождения Ханты-Мансийского автономного округа, Тюменской области, республики Коми и др.). 4. Новые месторождения с выработанностью менее 5% с совокупными запасами менее 10 млн т. В эту категорию включены месторождения Ханты-Мансийского автономного округа, Тюменской области, и др. При этом совокупные начальные извлекаемые запасы нефти, стоящие на государственном балансе по состоянию на 1 января 2017 г, не должны превышать 50 млн. т. Для месторождений, по которым уплачивается НДД, ставка НДПИ равна 1 рубль за 1 тонну нефти. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий уровень налогообложения нефти, добываемой на участках недр, в отношении которой исчисляется налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (Кндд). Кндд в свою очередь рассчитывается как средняя цена нефти марки «Юралс» за баррель в долларах США за вычетом 15 умноженная на 7,3 , на 0,5 , на коэффициент периода времени с даты начала промышленной добычи нефти на участке недр, на средний курс рубля к доллару США по данным Центрального Банка Российской Федерации на соответствующий месяц минус ставка вывозной таможенной пошлины на нефть в долларах США за тонну нефти умноженную на средний курс рубля к доллару США по данным Центрального Банка Российской Федерации на соответствующий месяц: (Ц-15) * 7,3 * 0,5 * К * Р - ЭП * Р. 23. 19.07.2018 года был принят Федеральный закон №201-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.1 и 35 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», на основании которого изменены условия экспортных пошлин для плательщиков НДД 1 и 2 группы (новые месторождения в Восточной Сибири). При экспорте нефти с данных участков теперь применяется освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин на срок до истечения 7 лет промышленной добычи, после чего будут применяться стандартные ставки. Введение НДД является мерой по повышению интереса компаний по добыче и переработке углеводородного сырья к разработке труднодоступных месторождений и развитию отрасли в целом. Общий эффект для бюджета ожидается положительным, так как крупнейшие компании получают дополнительный стимул к модернизации НПЗ, глубокой разработке имеющихся месторождений, снижению потерь при добыче, повышению товарооборота внутри страны. Использование системы льгот позволяет им снизить налоговую базу при выполнении определенных условий. При этом, учитывая индивидуальные особенности месторождения и его разработки, ожидается, что налогообложение будет более справедливым: с прибыльных месторождений налог станет выше, чем с тех, где запасы уже исчерпаны. 25 октября 2018 года прошел XI Евразийский экономический форум в Вероне, где выступил главный исполнительный директор ПАО «НК «Роснефть» И. Сечин с докладом, в котором отметил влияние санкций на нефтегазовую отрасль на мировом уровне. Так, например, средний спрос на нефть, составляющий около 100 млн баррелей в сутки, не может сохранять стабильный уровень, что повышает риски энергетической отрасли. На встрече с Владимиром Путиным в Кремле 1 апреля 2019 года И. Сечин доложил о перспективах развития нефтегазовой отрасли и, в частности, ПАО «НК «Роснефть». Также в рамках доклада были освещены ключевые результаты работы компании. «Роснефть» стала единственной отечественной компанией, попавшей в топ-десять мировых лидеров нефтегазовой отрасли. Несмотря на сложную экономическую ситуацию компания обеспечила в 2018 году рекордные поступления в бюджет нашей страны, которые составили 4 трлн рублей, что сделало «Роснефть» налогоплательщиком номер один в России [12]. Следует отметить, что, руководствуясь своей корпоративной политикой, «Роснефть» придерживается единых принципов взаимодействия с государственными органами власти. Взаимоотношения с налоговыми органами основываются на принципах добросовестности и открытости информации. При этом компания активно взаимодействует с Правительством РФ по вопросам совершенствования механизма налогообложения компаний нефтегазовой отрасли [13]. «Роснефть» является одним из первых российских налогоплательщиков, кто применил концепцию расширенного взаимодействия налогового органа и налогоплательщика - налоговый мониторинг. В современных реалиях традиционная система налогового контроля оказалась малоэффективной. Переход на более высокий уровень позволила осуществить система налогового мониторинга, базирующаяся на открытом диалоге между компанией и налоговым органом, а также на проведении превентивных мероприятий. Наиболее значимыми преимуществами данной системы для участников являются: · Предупреждение налоговых рисков и устранение неопределенных налоговых позиций; · Сокращение количества традиционных налоговых проверок; · Возможность получения у налоговых органов мотивированных мнений; · Сокращение максимального срока налоговой проверки. Российская система налогового мониторинга реализована с учётом требований ОЭСР и стандартов риск-ориентированного управления компанией ISO 31000. В отличие от зарубежных аналогов, в отечественной системе акцент сделан на взаимодействие с налогоплательщиком в режиме реального времени [7]. Основой налогового мониторинга является риск-ориентированный подход. Проверка компаний планируется на основе результатов анализа системы внутреннего контроля. Чем надежнее данная система у налогоплательщика, тем меньше проверок в отношении него будет проведено. С начала 2016 года на систему налогового мониторинга перешли 26 организаций - крупнейших налогоплательщиков, среди них компании нефтегазовой отрасли: участники групп «Роснефть», «Газпромнефть», «Лукойл», «Новатэк», которые составляют 54% от всех компаний, находящихся на налоговом мониторинге. До 2019 года налоговый мониторинг проводился в отношении пяти компаний входящих в группу «Роснефть»: ПАО «Оренбургнефть», ООО «РН-Уватнефтегаз», АО «ВЧНГ», ПАО «Варьеганнефтегаз», АО «Корпорация Югранефть». Все пять организаций являются добывающими. Тем не менее в 2018 году Межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщиками № 2 было принято решение о проведение налогового мониторинга в отношении перерабатывающей организации - ПАО «Саратовский НПЗ» начиная с 2019 года [14]. В настоящее время 5 организаций Группы Роснефть предоставляют доступ к информации, используя ПО «Контур-Архив». В качестве следующего этапа развития взаимодействия, который позволит уменьшить нагрузку как на сотрудников компании, так и налоговых органов, следует рассматривать внедрение участниками группы Роснефть информационной системы управления «Налоговый мониторинг. Витрина данных», которая позволяет автоматизировать процессы [13]. Данная информационная система уже имеет успешный опыт практической реализации. Напомним, что с 1 января 2018 года проект «Витрина данных» начал применяться ПАО «Аэрофлот» для осуществления налогового мониторинга. Цифровая платформа создавалась и внедрялась с учётом рекомендаций ФНС России. Система обеспечивает доступ сотрудников налоговых органов к детальным расшифровкам налоговой и бухгалтерской отчётности организации, вплоть до первичного документа, кроме этого, становится возможным отслеживать качество налоговых деклараций и получать сведения о результатах контрольных процедур. В результате применения этой технологии ПАО Аэрофлот удалось уменьшить издержки и сократить сроки подготовки налоговой отчётности. Также, по итогам 2018 года, бумажный документооборот между компанией и ФНС России снизился в 4 раза, а количество запросов налоговой инспекции уменьшилось на 33% [14]. В дальнейшей перспективе цифровая платформа будет интегрирована в сервис Личный кабинет налогоплательщика. Затем применение технологии искусственного интеллекта позволит усовершенствовать риск-ориентированный подход, реализовав систему прогнозного моделирования налоговых обязательств. В рамках программы развития информационных технологий ФНС России разрабатывает первое поколение стандартного файла налогового аудита по налогу прибыль организаций - SAF-T. Данная система даёт возможность автоматизировать процессы обработки налоговой отчётности. В результате чего произойдёт значительное сокращение сроков проверки, это приведёт к возможности анализа всех рисковых операций налогоплательщика. Развитие информационного взаимодействия является одним из ключевых направлений деятельности налоговых органов и компаний [1]. В настоящее время налоговая политика регионов оказывает значительное воздействие на компании нефтегазовой отрасли нашей страны. Льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество, предоставляемые регионами, в которых осуществляется добыча или переработка углеводородов, стимулируют разработку труднодоступных и высокозатратных месторождений. Помимо этого, преференции для нефтегазовых компаний дают возможность регионам привлечь дополнительный объём инвестиций. С 1 января 2019 года вступил в силу Закон Ямало-Ненецкого автономного округа, устанавливающий инвестиционный вычет по налогу на прибыль для компаний, которые осуществляют добычу высоковязкой нефти из нефтегазовых залежей, в которых под нефтью располагаются подошвенные воды [14]. Инвестиционный вычет установлен в размере 90% расходов текущего периода на капиталовложения в основные средства. Размер ставки налога на прибыль в бюджет субъекта для определения предельно допустимой величины инвестиционного налогового вычета составит 10%. Данная преференция является альтернативой амортизации, позволяющая стимулировать обновление фондов основных средств. В Ямало-Ненецком автономном округе «Роснефть» представлена организацией «Ямалнефтепродукт». Компания занимается нефтепродуктообеспечением и работает на рынке с 1994 года [13]. В целях улучшения инвестиционного климата и обеспечения стабильного социально-экономического развития региона в Томской области был введен закон о снижении ставки налога на имущество нефтегазодобывающих компаний, созданное или приобретённое после 1 января 2019 до 0,2% [10]. Данная преференция будет действовать до 2024 года. Закон устанавливает ряд ограничений: данной льготой могут воспользоваться компании добывающие на территории области более 4 млн тонн нефти в год и инвестирующие в регион не меньше 5 млрд рублей в год. Одной из целей введения данного норматива является поддержание стабильного уровня добычи нефти. Что касается повышения инвестиционной привлекательности региона, то рассчитывается, что объём дополнительных инвестиций в 2019 году составит 5-6 млрд рублей. Таким образом, на сегодняшний день ключевым источником формирования доходов бюджета нашей страны является нефтяной комплекс. В таких условиях главной задачей Правительства РФ в нефтяной отрасли является проведение государственной политики, стимулирующей экономический рост. Для этого необходимо совершенствовать механизмы налогообложения компаний данного сектора, а также повышать эффективность налогового администрирования. Введение с 1 января 2019 года налога на дополнительный доход в нефтяной отрасли может устранить ряд существующих недостатков в существующей системе. Тем не менее данный налог необходимо существенно дорабатывать. На данном этапе НДД может быть эффективно применен только к новым месторождениям. Также, с точки зрения налогового администрирования, новый налог является более сложным в сравнении с НДПИ, это может привести к реализации новых мошеннических схем. В настоящее время механизм налогового стимулирования нефтяного комплекса является недостаточно эффективным. Многие налоговые льготы по НДПИ являются индивидуальными. Также существующая система льгот связана с высокими коррупционными рисками, что обусловлено сложностью администрирования параметров, на которых они основаны, в частности, проницаемость, вязкость, выработанность месторождений [6]. Для решения поставленной проблемы государству необходимо создать единую систему учёта и мониторинга затрат в нефтяной отрасли. Получив точные сведения об объёме издержек, государство сможет создать для нефтяных компаний наиболее эффективную систему льгот. Вопрос совершенствования механизмов налогового стимулирования разработки и освоения новых нефтяных месторождений также является крайне важным для развития экономики страны. Проблема заключается в том, что разработка месторождений требует значительных капитальных затрат и применение дорогостоящих технологий. В частности, арктические проекты требую особых условий. В настоящее время компании могут получить только налоговый вычет по конкретному месторождению. Для стимулирования освоения новых территорий следует увеличить вычет в 1,5-3,5 раза в зависимости от региона, но с обязательством инвестировать полученные средства в разработку новых месторождений. Для совершенствования налогового администрирования нефтяного комплекса необходимо продолжать развивать систему налогового мониторинга, так как её применение позволяет снизить налоговые риски компании, автоматизировать процессы взаимодействия между налогоплательщиком и налоговым органом. Ключевыми направлениями развития данной системы является стандартизация требований к предоставлению сведений налогового учёта и отчётности, а также внедрение стандартного файла налогового аудита, который позволяет автоматизировать процесс проверки [2]. Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что необходимо обеспечить комплексный подход к совершенствованию механизмов государственного регулирования нефтяного комплекса, где формирование эффективной налоговой политики является одним из ключевых драйверов, стимулирующих приток инвестиций в данную отрасль.
References

1. Grunina D. K. Informacionnye cifrovye tehnologii v deyatel'nosti nalogovyh organov // Nalogi i finansy, №1, 2018.

2. Efremova T. A. Povyshenie kachestva i rezul'tativnosti nalogovogo administrirovaniya voprosy teorii i praktiki // Monografiya. 2017

3. Kashirina M.V., Sycheva O.O. Prakticheskie voprosy nalogooblozheniya dobychi nefti na mestorozhdeniyah PAO «Lukoyl», Ekonomika i upravlenie: problemy i resheniya, M. 2017 g, № 4, t.3, str. 73-83.

4. Kashirina M.V., Sergeeva S.A. Tendencii ekonomicheskogo razvitiya i nalogooblozheniya pri dobyche nefti, Nauchno-prakticheskiy zhurnal "Moskovskiy ekonomicheskiy zhurnal", №2, 2017 g.

5. Kashirina M.V., Abdurashidova Z.A. Analiz deyatel'nosti neftyanoy kompanii i osobennosti nalogooblozheniya na primere PAO ANK Bashneft', Ekonomika i predprinimatel'stvo, № 12, ch.3, 2017 g.

6. Ovchar O.V. Puti sovershenstvovaniya nalogovogo administrirovaniya krupneyshih nalogoplatel'schikov neftegazovogo sektora // Finansy i kredit, №13, 2017.

7. Plehanova D. A., Matyagina T. V. Nalogovyy monitoring - innovacionnaya funkciya nalogovogo kontrolya // Vestnik nauki i obrazovaniya. 2019. №3.

8. «Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federacii (chast' vtoraya)» ot 05.08.2000 N 117-FZ (red. ot 25.12.2018).

9. Federal'nyy zakon №199-FZ «O vnesenii izmeneniy v chasti pervuyu i vtoruyu Nalogovogo Kodeksa Rossiyskoy Federacii».

10. Zakon Tomskoy oblasti ot 27 noyabrya 2003 goda № 148-OZ «O naloge na imuschestvo organizaciy».

11. «Glavbuh» - Zhurnal dlya buhgalterov №1: Nalogovaya nagruzka po vidam ekonomicheskoy deyatel'nosti v 2018 godu - https://www.glavbukh.ru/art/23732-nalogovaya-nagruzka-v-2018godu

12. Oficial'nyy sayt Prezidenta RF - http://www.kremlin.ru

13. Oficial'nyy sayt PAO NK «Rosneft'» - https://www.rosneft.ru/

14. Oficial'nyy sayt FNS Rossii - https://www.nalog.ru

15. Oficial'nyy sayt Ministerstva energetiki Rossiyskoy Federacii.

Login or Create
* Forgot password?