В связи с тем, что Крымский полуостров граничит с украинской территорией, исторические судьбы Украины и Крыма переплетались на протяжении многих веков, а политический статус Крыма в контексте российско-украинских отношений берет свое начало в далеком 1921 году, когда 18 октября была образована Крымская АССР, а уже 30 июня 1945 г. Крымская АССР была преобразована в Крымскую область после депортации в мае - июне 1944 года крымских татар, армян, болгар, греков, немцев и представителей других наций, за которой последовало переселение на территорию Крыма нескольких десятков тысяч жителей из различных областей Российской СФСР и Украинской ССР, при этом, Крым и г. Севастополь оставались в составе Российской СФСР [1]. На основании указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1954 г. (утверждённого законом СССР от 26 апреля 1954 г.) Крымская область была передана в состав Украинской ССР со следующей формулировкой: «Учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР» [2]. Таким образом, г. Севастополь в 1954 году формально не передавался Украинской ССР в составе Крымской области, поскольку с 1948 года являлся городом республиканского подчинения Российской СФСР [3]. Данной позиции придерживался и Верховный Совет Российской Федерации, когда 9 июля 1993 г. принимал постановление «О статусе города Севастополя» [4]. При этом, однако, в ст. 77 Конституции Украинской ССР 1978 года г. Севастополь, как и г. Киев, был назван городом республиканского подчинения [5], а упоминаний о г. Севастополе в Конституции Российской СФСР 1978 года не было [6]. Однако, в ноябре 1990 года был поднят вопрос о восстановлении Крымской АССР как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора [7]. 20 января 1991 г. в Крымской области был проведён референдум по воссозданию Крымской автономии. В референдуме приняли участие 81,37 % крымчан. За воссоздание Крымской АССР высказалось 93,26 % граждан, принявших участие в референдуме [8]. 12 февраля 1991 года Верховный Совет Украинской ССР принял Закон «О восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики» [9]. В статье 1 было сказано: «Восстановить Крымскую Автономную Советскую Социалистическую Республику в пределах территории Крымской области в составе Украинской ССР». 19 июня 1991 г. упоминание о восстановленной автономной республике было включено в Конституцию Украинской ССР [10]. В результате распада СССР в декабре 1991 года в составе уже независимой Украины оказался регион, большинство населения которого являются этнически русскими, а также традиционно сильны пророссийские настроения и размещён Черноморский флот Российской Федерации. Распад СССР в декабре 1991 года и образование СНГ не решили политических и социально-экономических проблем Крыма и г. Севастополя, более того, открыли непрофессиональный и неэффективный характер многовекторной политики Украины. 26 февраля 1992 г. Крымская АССР была переименована в Республику Крым [11]. Законом Украины от 29 апреля 1992 г. № 2299-XII о статусе автономной Республики Крым устанавливалось ст. 1, что «Республика Крым есть автономная составная часть Украины, самостоятельно решающая вопросы, отнесённые к её ведению Конституцией и законами Украины» [12]. 5 мая 1992 г. Верховным Советом Крыма принимается акт о провозглашении государственной самостоятельности Республики Крым [13]. 6 мая 1992 г. принимается Конституция Республики Крым [14]. Закон Украины № 2299-XII о статусе автономной Республики Крым был пересмотрен и предусматривал, что «Республика Крым самостоятельно решает вопросы, отнесенные к её ведению Конституцией Украины, Конституцией Республики Крым и настоящим Законом.», однако устанавливалось, что «Конституция Республики Крым не может противоречить Конституции Украины, её основным принципам демократического, правового, политического строя, обеспечению прав и свобод человека» [15]. В 1993 году вводится должность Президента Республики Крым [16] и 4 февраля 1994 г. первым Президентом становится Ю.А. Мешков. 27 марта 1994 г. в Республике Крым прошёл еще один референдум, формально названный опросом [17], одновременно с голосованием граждан Республики Крым по выборам депутатов Верховного Совета Крыма. На голосование было вынесено 3 вопроса: 1. Вы за восстановление положения Конституции Республики Крым от 6 мая 1992 г., определявшего регулирование взаимоотношений между Республикой Крым и Украиной на основе ДОГОВОРА И СОГЛАШЕНИЙ? (Да/Нет); 2. Вы за восстановление положения Конституции Республики Крым от 6 мая 1992 г., провозглашавшего ПРАВО ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ КРЬМ НА ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО? (Да/Нет); 3. Вы за ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УКАЗАМ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ по вопросам, временно не урегулированным законодательством Республики Крым, СИЛЫ ЗАКОНОВ? "(Да/Нет). На все 3 вопроса большинство участников голосования дали положительный ответ [18]. И фактически растоптав итоги референдума 1991 года, Украина односторонними действиями упраздняет статус Республики Крым, переименовывая ее в Автономную Республику Крым [19], [20], отменяет конституционные акты Республики Крым, выгоняя избранного народом Республики Крым Президента Ю.А. Мешкова [21]. 21 октября 1998 г. крымский парламент нового состава принял новую Конституцию Крыма, приведённую в соответствие с Конституцией Украины [22]. 11 марта 2014 г. Верховный совет Крыма и Севастопольский горсовет на фоне политического кризиса и смены власти в Украине приняли декларацию о независимости Автономной Республики Крым и г. Севастополя. 16 марта 2014 г. на полуострове при явке более 80% прошел референдум, по результатам которого за воссоединение с Россией проголосовали 96,77% избирателей Республики Крым и 95,6% - Севастополя. 18 марта 2014 г. был подписан договор о принятии новых субъектов в состав Российской Федерации. Украина, США и Евросоюз отказались признавать независимость Крыма и его воссоединение с Россией. Исторический акт воссоединения Крыма с Российской Федерацией предсказуемо вызвал негативное отношение западного сообщества и явился фактором, во-первых, осложнившим и без того не всегда стабильные российско-украинские отношения, и, во-вторых, поводом дальнейшего дистанцирования Украины от России, постсоветских интеграционных структур и ориентации на Запад. По инициативе Украины еще до Крымского референдума 28 февраля 2014 г. состоялось заседание Совета Безопасности ООН. С 1 по 19 марта 2014 г. Совет Безопасности ООН обсуждал проблему, связанную с ситуацией в Крыму, шесть раз. Проект решения был поставлен на голосование 15 марта 2014 г. В документе говорилось, что Совет Безопасности ООН «подтверждает приверженность суверенитету, независимости, единству и территориальной целостности Украины в пределах ее международно-признанных границ» и, отмечая, что Украина не санкционировала проведение референдума о статусе Крыма, «заявляет, что этот референдум не может иметь юридической силы и не может служить основой для любого изменения статуса Крыма», а также «призывает все государства, международные организации и специализированные учреждения воздержаться от любых действий или контактов, прямо или косвенно признающих таковые». Российская сторона, пользуясь своим правом, наложила вето при голосовании за резолюцию. Представители Германии, Канады, Коста-Рики, Литвы, Польши и Украины инициировали в конце марта 2014 года рассмотрение вопроса о Крыме на Генеральной Ассамблее ООН. В подготовленном этими странами проекте резолюции содержался призыв к международному сообществу не поддерживать любые акции, направленные на нарушение суверенитета Украины и признание Крымского референдума. За резолюцию Генассамблеи, не имеющую обязывающего характера, проголосовали представители ста стран, 58 стран воздержались и 11 государств-членов ООН проголосовали против. Акт присоединения Крыма к Российской Федерации стал предметом рассмотрения Парламентской Ассамблеи Совета Европы 7 апреля 2014 г. Несоответствие акта воссоединения полуострова с Российской Федерацией планам стран европейского сообщества определило общий негативный настрой парламентариев ЕС и призывы к введению против России санкций. Антироссийские санкции, призванные заставить Российскую сторону пересмотреть свои намерения в отношении Крыма, вслед за США приняли Австралия, Япония, Канада, ЕС. В отличие от западного сообщества, реинтеграция с Крымом получила поддержку российской общественности. Перед прямой линией с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в адрес организаторов этого мероприятия поступило более 2 млн. обращений граждан со словами благодарности за «Крымскую весну». Несмотря на жесткость официальной риторики Киева, социально-экономическая реальность подвигала новые власти на принятие компромиссных решений. Верховная Рада Украины, под предлогом необходимости поддержки населения полуострова, приняла 14 июля 2014 г. законопроект «О свободной экономической зоне Крым и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины». На самом деле свободная экономическая зона была призвана поддержать крупный украинский бизнес, имеющий значительные активы в Крыму. Учитывая контрпродуктивность политического давления на Российскую Федерацию, руководство Украины предприняло ряд мер экономического порядка против Крыма. Вопреки подписанному 7 июня 2014 г. Постановлению кабинета министров Украины «О регулировании отношений в сфере электроэнергетики на временно оккупированной территории Автономной Республики Крым и г. Севастополя», начались веерные отключения подачи электроэнергии на полуостров. К концу 2014 года Украина прекратила подачу воды в Крым, а в 2016 году с целью недопущения самотека по Северо-Крымскому каналу, была возведена дамба, окончательно перекрывшая ее поступление с материка. Начатую официальными властями Киева энергетическую изоляцию Республики Крым завершили экстремисты, которые в декабре 2015 года взорвали опоры линий электропередач. С осени 2016 года официальный Киев предпринял беспрецедентную кампанию юридического давления на Российскую Федерацию. «Нафтогаз» Украины подал иск на Россию в третейский суд Гааги об утрате активов в Крыму на 2,6 млрд. долл. США. К концу следующего года сумма претензий Украины возросла вдвое. Вместе с «Нафтогазом» иски предъявил «Приват Банк» и шесть подконтрольных украинскому олигарху, бизнесмену-миллиардеру, политическому и общественному деятелю Украины И.В. Коломойскому структур. Несмотря на то, что Россия не признает компетенцию Гаагского суда, арбитраж 10 мая 2018 г. удовлетворил иск 18 украинских компаний и обязал выплатить бизнесу Украины 59 млн. долл. США. Однако этот акт оценивается российскими и украинскими СМИ как признание Крыма российским. Имея в виду безнадежность мер, призванных подвигнуть Россию отказаться от Крыма, бизнес-структуры, близкие к П.А. Порошенко, стали избавляться от активов на полуострове. В феврале 2017 года от своих активов на полуострове избавился соратник П.А. Порошенко, украинский предприниматель в аграрной отрасли, миллиардер Ю.А. Косюк. Весной 2017 года Украина инициировала рассмотрение дела в Международном суде ООН в Гааге, касающееся «военных преступлений» и «нарушения Россией Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации в отношении украинцев и крымских татар в Крыму». Рассмотрев претензию Киева, суд «призвал Россию не дискриминировать украинцев и крымских татар - например, разрешить деятельность на полуострове Меджлиса (запрещенной в Российской Федерации организации), обеспечить нацменьшинствам возможность получать образование на родном языке». Дальнейшее развитие событий в отношениях Киева с активистами Меджлиса показало картину, прямо противоположную той, которую представила украинская сторона в международный трибунал. Еще одним поводом для обострения российско-украинских отношений стала кампания выборов Президента Российской Федерации, в которой, естественно, приняло участие население полуострова. После успешно проведенной избирательной кампании в Крыму семь министров иностранных дел: Дании, Латвии, Литвы, Польши, Румынии, Швеции и Украины выступили с совместным заявлением, в котором говорилось: «В связи с четвертой годовщиной аннексии Крыма с Россией…ЕС не признает результаты выборов, которые проводятся Россией в Крыму…Пока будет продолжаться незаконная аннексия, будут продолжаться ограничительные меры и санкции…Произошедшее в Крыму касается не только Украины, но и всех нас…Вот почему мы не забудем и не оставим Крым». На фоне развернувшейся русофобии в связи с президентскими выборами в Крыму киевские власти объявили о разрыве экономических отношений с Россией. Начало процессу экономического размежевания было положено в 2014 году, когда Верховная Рада Украины приняла решение денонсировать договор о сотрудничестве с Россией в военной отрасли. В разжигании военно-политической напряженности вокруг полуострова принимают участие и украинские власти. По сведениям, озвученным секретарем Совета национальной безопасности и обороны Украины А.В. Турчиновым, в стране осуществляется национальная программа ракетного вооружения, прямо нацеленная на создание средств доставки зарядов на полуостров. Таким образом, воссоединение Крыма с Российской Федерацией стало фактором, запустившим активный процесс переориентации Украины от постсоветских интеграционных институтов в сторону Запада и северо-атлантического альянса. Вместе с тем, дальнейшее продвижение киевской власти по пути интеграции в западное сообщество обнажило глубину раскола внутри украинского социума и сохранение значительной части населения, ориентирующейся на восстановление отношений с Россией. Кроме того, проблема Крыма будируется политической элитой Украины с целью получения материальных и политических преференций от Запада и поддержания уровня легитимности центральной власти в условиях дефицита доверия народа. Функционирование Крыма в составе Российской Федерации показывает несостоятельность надежд на ухудшение социально-экономического положения на полуострове как фактора, способствующего его реинтеграции в состав Украины.