ANALIZ EVOLYUCII POLITICHESKOGO STATUSA KRYMA V KONTEKSTE ROSSIYSKO-UKRAINSKIH OTNOSHENIY I ISPOL'ZOVANIE UKRAINOY VOPROSA PRAVOVOGO STATUSA KRYMSKOGO POLUOSTROVA V RAMKAH MEZHDUNARODNYH ORGANIZACIY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The history of relations between Crimea and Russia as geopolitical subjects goes back several centuries. The geopolitical status of Crimea has undergone significant changes throughout history, cardinally changed also relations between the Peninsula and Russia. At the same time, it should be emphasized that the States at all times considered the possession of Crimea as one of the most important goals of territorial policy, at the same time, control over the Peninsula meant a dominant position in the Black sea region. In history, several times there was a situation when the territory of the Peninsula was in the hands of several States, this situation existed in fact in a period 1991-2014, when the Peninsula itself was under jurisdiction of Ukraine, but Sevastopol de facto from a military point of view as a base of the Black sea fleet was controlled by Russia. The article analysing the political status of Crimea in different periods in context of Russian-Ukrainian relations, as well as Ukraine's use of legal status of the Crimean Peninsula in framework of international organizations.

Keywords:
foreign policy, Crimea, Russia, Ukraine, autonomy, USSR, UN, referendum
Text
В связи с тем, что Крымский полуостров граничит с украинской территорией, исторические судьбы Украины и Крыма переплетались на протяжении многих веков, а политический статус Крыма в контексте российско-украинских отношений берет свое начало в далеком 1921 году, когда 18 октября была образована Крымская АССР, а уже 30 июня 1945 г. Крымская АССР была преобразована в Крымскую область после депортации в мае - июне 1944 года крымских татар, армян, болгар, греков, немцев и представителей других наций, за которой последовало переселение на территорию Крыма нескольких десятков тысяч жителей из различных областей Российской СФСР и Украинской ССР, при этом, Крым и г. Севастополь оставались в составе Российской СФСР [1]. На основании указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1954 г. (утверждённого законом СССР от 26 апреля 1954 г.) Крымская область была передана в состав Украинской ССР со следующей формулировкой: «Учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР» [2]. Таким образом, г. Севастополь в 1954 году формально не передавался Украинской ССР в составе Крымской области, поскольку с 1948 года являлся городом республиканского подчинения Российской СФСР [3]. Данной позиции придерживался и Верховный Совет Российской Федерации, когда 9 июля 1993 г. принимал постановление «О статусе города Севастополя» [4]. При этом, однако, в ст. 77 Конституции Украинской ССР 1978 года г. Севастополь, как и г. Киев, был назван городом республиканского подчинения [5], а упоминаний о г. Севастополе в Конституции Российской СФСР 1978 года не было [6]. Однако, в ноябре 1990 года был поднят вопрос о восстановлении Крымской АССР как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора [7]. 20 января 1991 г. в Крымской области был проведён референдум по воссозданию Крымской автономии. В референдуме приняли участие 81,37 % крымчан. За воссоздание Крымской АССР высказалось 93,26 % граждан, принявших участие в референдуме [8]. 12 февраля 1991 года Верховный Совет Украинской ССР принял Закон «О восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики» [9]. В статье 1 было сказано: «Восстановить Крымскую Автономную Советскую Социалистическую Республику в пределах территории Крымской области в составе Украинской ССР». 19 июня 1991 г. упоминание о восстановленной автономной республике было включено в Конституцию Украинской ССР [10]. В результате распада СССР в декабре 1991 года в составе уже независимой Украины оказался регион, большинство населения которого являются этнически русскими, а также традиционно сильны пророссийские настроения и размещён Черноморский флот Российской Федерации. Распад СССР в декабре 1991 года и образование СНГ не решили политических и социально-экономических проблем Крыма и г. Севастополя, более того, открыли непрофессиональный и неэффективный характер многовекторной политики Украины. 26 февраля 1992 г. Крымская АССР была переименована в Республику Крым [11]. Законом Украины от 29 апреля 1992 г. № 2299-XII о статусе автономной Республики Крым устанавливалось ст. 1, что «Республика Крым есть автономная составная часть Украины, самостоятельно решающая вопросы, отнесённые к её ведению Конституцией и законами Украины» [12]. 5 мая 1992 г. Верховным Советом Крыма принимается акт о провозглашении государственной самостоятельности Республики Крым [13]. 6 мая 1992 г. принимается Конституция Республики Крым [14]. Закон Украины № 2299-XII о статусе автономной Республики Крым был пересмотрен и предусматривал, что «Республика Крым самостоятельно решает вопросы, отнесенные к её ведению Конституцией Украины, Конституцией Республики Крым и настоящим Законом.», однако устанавливалось, что «Конституция Республики Крым не может противоречить Конституции Украины, её основным принципам демократического, правового, политического строя, обеспечению прав и свобод человека» [15]. В 1993 году вводится должность Президента Республики Крым [16] и 4 февраля 1994 г. первым Президентом становится Ю.А. Мешков. 27 марта 1994 г. в Республике Крым прошёл еще один референдум, формально названный опросом [17], одновременно с голосованием граждан Республики Крым по выборам депутатов Верховного Совета Крыма. На голосование было вынесено 3 вопроса: 1. Вы за восстановление положения Конституции Республики Крым от 6 мая 1992 г., определявшего регулирование взаимоотношений между Республикой Крым и Украиной на основе ДОГОВОРА И СОГЛАШЕНИЙ? (Да/Нет); 2. Вы за восстановление положения Конституции Республики Крым от 6 мая 1992 г., провозглашавшего ПРАВО ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ КРЬМ НА ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО? (Да/Нет); 3. Вы за ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УКАЗАМ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ по вопросам, временно не урегулированным законодательством Республики Крым, СИЛЫ ЗАКОНОВ? "(Да/Нет). На все 3 вопроса большинство участников голосования дали положительный ответ [18]. И фактически растоптав итоги референдума 1991 года, Украина односторонними действиями упраздняет статус Республики Крым, переименовывая ее в Автономную Республику Крым [19], [20], отменяет конституционные акты Республики Крым, выгоняя избранного народом Республики Крым Президента Ю.А. Мешкова [21]. 21 октября 1998 г. крымский парламент нового состава принял новую Конституцию Крыма, приведённую в соответствие с Конституцией Украины [22]. 11 марта 2014 г. Верховный совет Крыма и Севастопольский горсовет на фоне политического кризиса и смены власти в Украине приняли декларацию о независимости Автономной Республики Крым и г. Севастополя. 16 марта 2014 г. на полуострове при явке более 80% прошел референдум, по результатам которого за воссоединение с Россией проголосовали 96,77% избирателей Республики Крым и 95,6% - Севастополя. 18 марта 2014 г. был подписан договор о принятии новых субъектов в состав Российской Федерации. Украина, США и Евросоюз отказались признавать независимость Крыма и его воссоединение с Россией. Исторический акт воссоединения Крыма с Российской Федерацией предсказуемо вызвал негативное отношение западного сообщества и явился фактором, во-первых, осложнившим и без того не всегда стабильные российско-украинские отношения, и, во-вторых, поводом дальнейшего дистанцирования Украины от России, постсоветских интеграционных структур и ориентации на Запад. По инициативе Украины еще до Крымского референдума 28 февраля 2014 г. состоялось заседание Совета Безопасности ООН. С 1 по 19 марта 2014 г. Совет Безопасности ООН обсуждал проблему, связанную с ситуацией в Крыму, шесть раз. Проект решения был поставлен на голосование 15 марта 2014 г. В документе говорилось, что Совет Безопасности ООН «подтверждает приверженность суверенитету, независимости, единству и территориальной целостности Украины в пределах ее международно-признанных границ» и, отмечая, что Украина не санкционировала проведение референдума о статусе Крыма, «заявляет, что этот референдум не может иметь юридической силы и не может служить основой для любого изменения статуса Крыма», а также «призывает все государства, международные организации и специализированные учреждения воздержаться от любых действий или контактов, прямо или косвенно признающих таковые». Российская сторона, пользуясь своим правом, наложила вето при голосовании за резолюцию. Представители Германии, Канады, Коста-Рики, Литвы, Польши и Украины инициировали в конце марта 2014 года рассмотрение вопроса о Крыме на Генеральной Ассамблее ООН. В подготовленном этими странами проекте резолюции содержался призыв к международному сообществу не поддерживать любые акции, направленные на нарушение суверенитета Украины и признание Крымского референдума. За резолюцию Генассамблеи, не имеющую обязывающего характера, проголосовали представители ста стран, 58 стран воздержались и 11 государств-членов ООН проголосовали против. Акт присоединения Крыма к Российской Федерации стал предметом рассмотрения Парламентской Ассамблеи Совета Европы 7 апреля 2014 г. Несоответствие акта воссоединения полуострова с Российской Федерацией планам стран европейского сообщества определило общий негативный настрой парламентариев ЕС и призывы к введению против России санкций. Антироссийские санкции, призванные заставить Российскую сторону пересмотреть свои намерения в отношении Крыма, вслед за США приняли Австралия, Япония, Канада, ЕС. В отличие от западного сообщества, реинтеграция с Крымом получила поддержку российской общественности. Перед прямой линией с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в адрес организаторов этого мероприятия поступило более 2 млн. обращений граждан со словами благодарности за «Крымскую весну». Несмотря на жесткость официальной риторики Киева, социально-экономическая реальность подвигала новые власти на принятие компромиссных решений. Верховная Рада Украины, под предлогом необходимости поддержки населения полуострова, приняла 14 июля 2014 г. законопроект «О свободной экономической зоне Крым и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины». На самом деле свободная экономическая зона была призвана поддержать крупный украинский бизнес, имеющий значительные активы в Крыму. Учитывая контрпродуктивность политического давления на Российскую Федерацию, руководство Украины предприняло ряд мер экономического порядка против Крыма. Вопреки подписанному 7 июня 2014 г. Постановлению кабинета министров Украины «О регулировании отношений в сфере электроэнергетики на временно оккупированной территории Автономной Республики Крым и г. Севастополя», начались веерные отключения подачи электроэнергии на полуостров. К концу 2014 года Украина прекратила подачу воды в Крым, а в 2016 году с целью недопущения самотека по Северо-Крымскому каналу, была возведена дамба, окончательно перекрывшая ее поступление с материка. Начатую официальными властями Киева энергетическую изоляцию Республики Крым завершили экстремисты, которые в декабре 2015 года взорвали опоры линий электропередач. С осени 2016 года официальный Киев предпринял беспрецедентную кампанию юридического давления на Российскую Федерацию. «Нафтогаз» Украины подал иск на Россию в третейский суд Гааги об утрате активов в Крыму на 2,6 млрд. долл. США. К концу следующего года сумма претензий Украины возросла вдвое. Вместе с «Нафтогазом» иски предъявил «Приват Банк» и шесть подконтрольных украинскому олигарху, бизнесмену-миллиардеру, политическому и общественному деятелю Украины И.В. Коломойскому структур. Несмотря на то, что Россия не признает компетенцию Гаагского суда, арбитраж 10 мая 2018 г. удовлетворил иск 18 украинских компаний и обязал выплатить бизнесу Украины 59 млн. долл. США. Однако этот акт оценивается российскими и украинскими СМИ как признание Крыма российским. Имея в виду безнадежность мер, призванных подвигнуть Россию отказаться от Крыма, бизнес-структуры, близкие к П.А. Порошенко, стали избавляться от активов на полуострове. В феврале 2017 года от своих активов на полуострове избавился соратник П.А. Порошенко, украинский предприниматель в аграрной отрасли, миллиардер Ю.А. Косюк. Весной 2017 года Украина инициировала рассмотрение дела в Международном суде ООН в Гааге, касающееся «военных преступлений» и «нарушения Россией Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации в отношении украинцев и крымских татар в Крыму». Рассмотрев претензию Киева, суд «призвал Россию не дискриминировать украинцев и крымских татар - например, разрешить деятельность на полуострове Меджлиса (запрещенной в Российской Федерации организации), обеспечить нацменьшинствам возможность получать образование на родном языке». Дальнейшее развитие событий в отношениях Киева с активистами Меджлиса показало картину, прямо противоположную той, которую представила украинская сторона в международный трибунал. Еще одним поводом для обострения российско-украинских отношений стала кампания выборов Президента Российской Федерации, в которой, естественно, приняло участие население полуострова. После успешно проведенной избирательной кампании в Крыму семь министров иностранных дел: Дании, Латвии, Литвы, Польши, Румынии, Швеции и Украины выступили с совместным заявлением, в котором говорилось: «В связи с четвертой годовщиной аннексии Крыма с Россией…ЕС не признает результаты выборов, которые проводятся Россией в Крыму…Пока будет продолжаться незаконная аннексия, будут продолжаться ограничительные меры и санкции…Произошедшее в Крыму касается не только Украины, но и всех нас…Вот почему мы не забудем и не оставим Крым». На фоне развернувшейся русофобии в связи с президентскими выборами в Крыму киевские власти объявили о разрыве экономических отношений с Россией. Начало процессу экономического размежевания было положено в 2014 году, когда Верховная Рада Украины приняла решение денонсировать договор о сотрудничестве с Россией в военной отрасли. В разжигании военно-политической напряженности вокруг полуострова принимают участие и украинские власти. По сведениям, озвученным секретарем Совета национальной безопасности и обороны Украины А.В. Турчиновым, в стране осуществляется национальная программа ракетного вооружения, прямо нацеленная на создание средств доставки зарядов на полуостров. Таким образом, воссоединение Крыма с Российской Федерацией стало фактором, запустившим активный процесс переориентации Украины от постсоветских интеграционных институтов в сторону Запада и северо-атлантического альянса. Вместе с тем, дальнейшее продвижение киевской власти по пути интеграции в западное сообщество обнажило глубину раскола внутри украинского социума и сохранение значительной части населения, ориентирующейся на восстановление отношений с Россией. Кроме того, проблема Крыма будируется политической элитой Украины с целью получения материальных и политических преференций от Запада и поддержания уровня легитимности центральной власти в условиях дефицита доверия народа. Функционирование Крыма в составе Российской Федерации показывает несостоятельность надежд на ухудшение социально-экономического положения на полуострове как фактора, способствующего его реинтеграции в состав Украины.
References

1. Ukaz Prezidiuma Verhovnogo Soveta SSSR ot 30.06.1945 «O preobrazovanii Krymskoy ASSR v Krymskuyu oblast' v sostave RSFSR». URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4546.htm

2. Zakon SSSR ot 26.04.1954 «O peredache Krymskoy oblasti iz sostava RSFSR v sostav Ukrainskoy SSR». URL: http://base.garant.ru/3946680/

3. Ukaz Prezidiuma Verhovnogo Soveta RSFSR ot 29.10.1948 № 761/2 «O vydelenii goroda Sevastopolya v samostoyatel'nyy administrativno-hozyaystvennyy centr». URL: http://docs.cntd.ru/document/9035880

4. Postanovlenie Verhovnogo Soveta Rossiyskoy Federacii ot 09.07.1993 № 5359-1 «O statuse goroda Sevastopolya». URL: http://sevkrimrus.narod.ru/ZAKON/sewastop.htm

5. Konstitucіya (Osnovniy zakon) Ukraїni vid 20.04.1978. Priynyata na pozachergovіy s'omіy sesії Verhovnoї Radi Ukraїns'koї RSR dev'yatogo sklikannya. URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/888-09

6. Konstituciya (Osnovnoy zakon) RSFSR (prinyata VS RSFSR 12.04.1978) (red. ot 09.12.1992). URL: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1978/red_1978/183126/

7. Zayavlenie tret'ey Sessii Krymskogo oblastnogo Soveta narodnyh deputatov «O neobhodimosti otmeny Ukaza Prezidiuma Verhovnogo Soveta SSSR ot 30.06.1945 «O preobrazovanii Krymskoy ASSR v Krymskuyu oblast' v sostave RSFSR» i Zakona Rossiyskoy Sovetskoy Federativnoy Socialisticheskoy Respubliki ot 25.06.1946 «Ob uprazdnenii Chechenok-Ingushskoy ASSR i o preobrazovanii Krymskoy ASSR v Krymskuyu oblast'». URL: http://sevkrimrus.narod.ru/ZAKON/1990obl.htm

8. Pervyy sovetskiy plebiscit - vsekrymskiy referendum 1991 goda. Spravka. URL: https://ria.ru/20110120/323139824.html

9. Postanovlenie Verhovnogo Soveta Ukrainskoy SSR ot 12.02.1991 «O vvedenii v deystvie Zakona Ukrainskoy SSR «O vosstanovlenii Krymskoy Avtonomnoy Sovetskoy Socialisticheskoy Respubliki» i o popolnenii sostava Verhovnogo Soveta Krymskoy ASSR». URL: http://sevkrimrus.narod.ru/ZAKON/1991-2.htm

10. Postanova Verhovnoї Radi Ukraїni RSR pro Koncepcіyu novoї Konstitucії Ukraїni vіd 19.06.1991 № 1213-XII. URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1213-12

11. Zakon Krymskoy ASSR ot 26.02.1992 № 19-1 «O Respublike Krym kak oficial'nom nazvanii demokraticheskogo gosudarstva Krym». URL: https://zakon2.rada.gov.ua/krym/show/rb0019002-92

12. Zakon Ukraїni vid 29.04.1992 № 2299-XII pro status avtonomnoї Respublіki Krim. URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/2299-12

13. Postanovlenie Verhovnogo Soveta Kryma ot 05.05.1992 № 72-1 «Ob Akte o provozglashenii gosudarstvennoy samostoyatel'nosti Respubliki Krym». URL: https://zakon.rada.gov.ua/krym/show/rb0072002-92

14. Konstituciya Respubliki Krym ot 06.05.1992. Prinyata sed'moy sessiey Verhovnogo Soveta Kryma 6 maya 1992 goda. URL: https://zakon.rada.gov.ua/krym/show/rb076a002-92

15. Zakon Ukraїni vid 30.06.1992 № 2523-XII pro vnesennya zmіn і dopovnen' do Zakonu Ukraїni «Pro status avtonomnoї Respublіki Krim». URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/2523-12

16. Zakon Respubliki Krym ot 14.10.1993 № 428-1 «O Prezidente Respubliki Krym». URL: https://zakon2.rada.gov.ua/krym/show/rb0428002-93

17. Ukaz Prezidenta Respubliki Krym ot 10.03.1994 g. № 05/94 «O provedenii oprosa grazhdan Respubliki Krym 27 marta 1994 g.». URL: https://zakon4.rada.gov.ua/krym/show/rb0005115-94

18. Itogi golosovaniya pri provedenii oprosa grazhdan Respubliki Krym 27 marta 1994 g. URL: http://sevkrimrus.narod.ru/ZAKON/1994opros.htm

19. Zakon Ukraїni vid 21.09.1994 № 171/94-VR pro vnesennya zmіn і dopovnen' do Konstitucії (Osnovnogo Zakonu) Ukraїni. URL: https://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/171/94-vr

20. Stenograma plenarnogo zasіdannya Verhovnoї Radі Ukraїni 21.09.1994. URL: https://iportal.rada.gov.ua/meeting/stenogr/show/3531.html

21. Zakon Ukraїni vid 17.03.1995 № 92/95-VR pro skasuvannya Konstitucії і deyakih zakonіv Avtonomnoї Respublіki Krim. URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/92/95-vr

22. Konstituciya Avtonomnoy Respubliki Krym ot 21.10.1998. URL: https://zakon.rada.gov.ua/krym/show/rb239k002-98.

Login or Create
* Forgot password?