Рынок экопродуктов - пока достаточно незанятая ниша, но он активно развивается. С 1 января 2020 года в России вступает в силу закон «Об органической продукции». Право на термин «органический» теперь будут иметь только производители, которые не используют пестициды и антибиотики, пищевые добавки, усилители вкуса и т. п. Кроме того, они должны проходить обязательную сертификацию и включаться в соответствующий государственный реестр. Фактически это первая попытка установить правила игры на российском рынке здорового питания, который стремительно растет. По прогнозам Euromonitor International, в этом году продажи подобных продуктов в РФ должны превысить 900 млрд. руб. Идеологи органического сельского хозяйства, на которое приходится только 0,7% этого рынка, надеются, что закон придаст новый стимул развитию отрасли. Но помешать их планам могут падение доходов и стремление россиян экономить на еде, а также конкуренция с фермерскими, эко- и биопродуктами, поскольку потребители эти понятия почти не различают. Россиян все больше беспокоит собственное здоровье. Путь к здоровому образу жизни россиян представлен в таблице 1. Таким образом, широкий ассортимент здоровой еды уже стал важным фактором при выборе магазина для 62% россиян, 28% россиян с большой вероятностью купят фермерский продукт, а 22% - товар с пометкой «био», «эко» или «органик». Помимо общемирового тренда на здоровое питание, свою роль сыграл исключительно российский фактор - обеспокоенность граждан качеством продуктов. Именно вопросы качества и соответствия той или иной категории продукции стандартам здорового питания волнуют участников рынка. Однозначно судить о качестве того или иного подхода к производству нельзя, большинство фермеров также стремятся к натуральным принципам ведения хозяйства, не прибегая к химии и пестицидам. При этом они нередко используют в производстве местные технологии и рецепты, что позволяет создавать продукт, недоступный в других регионах. Путаница в терминологии - особенность российского рынка. В европейских странах понятия bio, organic и eco тождественны и обозначают одни и те же продукты. В России нормы и критерии нужно установить для всех здоровых продуктов, включая фермерские. Основными факторами, влияющими на развитие рынка, являются популяризация здорового образа жизни и употребление экологически чистых продуктов питания, недоверие к генетически модифицированным продуктам и страх перед возможными последствиями их применения. Сегодня на рынке экологически чистых продуктов найдется альтернатива практически каждому обычному продукту. Наиболее популярными считаются следующие категории: чай, кофе; некоторые специи, орехи и сухофрукты; сезонные продукты - свежие овощи и фрукты, пользующиеся повышенным спросом в определенные периоды года; экологически чистые заменители традиционных продуктов, таких как, хлебобулочные изделия, мясная и молочная продукция, напитки и вина; продукты для детей (детское питание, каши). Каждая группа экологически чистых продуктов стремительно растет и развивается, рисунок 1. При продвижении экопродуктов на региональные рынки существуют следующие проблемы: -цены на экопродукты часто завышены; -нет доверия потребителей к производству этих продуктов; -некоторые потребители не видят разницы между биопродуктами и обычными; -большинство не хотят менять свои потребительские привычки. Но не смотря на все эти проблемы, в последнее время в мире становится все более актуальной идея экологического стиля жизни. Россияне стали покупать экопродукты, активно заниматься фитнесом, предпочитать «зеленые» марки тем, которые не демонстрируют заботу об окружающей среде. В связи с этим в сфере сельского хозяйства и пищевой промышленности появилось новое направление - производство биопродуктов. Понятие экологически чистых продуктов в России впервые появились в 1989 году, когда была запущена всесоюзная программа «Альтернативное сельское хозяйство». На протяжение двух лет она имела успех, но закончилась полным крахом, так как рынок не был готов к такой продукции. Сейчас в России многие субъекты Федерации занимаются переработкой органики и производством сельхозпродукции, что показывает дальнейшее развитие производства экологически чистых продуктов в стране [5]. На сегодняшний день ключевым документом, регулирующим производство и требования к органической продукции в России, является ГОСТ Р 56104-2014 «Продукты пищевые органические. Термины и определения» [3]. Также требования к таким продуктам закреплены СанПиН 2.3.2.2354-08 от 21 апреля 2008 г. (Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов) [2]. Таким образом, в нашей стране любой производитель может снабжать свой товар маркировками «Био» или «Эко», вводя тем самым потребителя в заблуждение. 3 августа 2018 года был принят Федеральный закон «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 N 280-ФЗ, который вступит в силу с 1 января 2020 года [1]. Закон предусматривает: 1. Государственную регистрацию производителей органической продукции. Это позволит создать специальный реестр, который будет доступный всем жителям России. Исходя из выложенной информации в Интернете, потребитель сможет самостоятельно проверить наличие производителя в данном реестре. 2. Регистрацию эко-фермерства, предполагает выдачу сертификата. 3. Стандарты, которыми будут руководиться отечественные фермеры, которые производят эко-продукты, станут европейские, признанные всем миром. 4. Положения данного нормативно-правового акта предусматривают отдельную господдержку фермерам, который специализируются на выращивании эко-продуктов. Эта поддержка будет выражаться, как в финансовом, так и в информационном плане. Условием для получения такой поддержки является регистрация производителя. 5. В обязательном порядке закон будет прописывать максимальное количество требований, которым, должен отвечать органический продукт. 6. Маркировка - это обязательный атрибут эко-продукта, который будет отличать его от фальсификатов. Потребитель имеет полное право выбрать дорогой, но органический продукт, поэтому он должен легко отличить его от общего количестве предоставленной продукции. В каждой стране существует собственная маркировка, например, в США - Organic, в Германии - BIO. 7. Формирование специальных комиссий и независимых организаций, которые будут контролировать производство эко-продуктов. 8. Самым главным пунктом в данном законопроекте является запрет на использование гормонов роста, пестицидов, антибиотиков, пищевых добавок, которые не относятся к органическому земледелию. Экопродукты - достаточно сложный сегмент со своей спецификой, выйти на рынок непросто, а закрепиться на нем еще труднее, но даже при таких условиях наблюдается тенденция нарастания спроса. В России экопродукты можно купить на прямую у фермера, в случае если рядом с городом располагается ферма. Так же стало возможным заказать продукты в специализированных интернет - магазинах (например, Еда из деревни (eda-iz-derevni.ru), Зеленый дом (ecomne.ru), Биошоп (bioshops.ru) и др.), таких не много и не всегда есть возможность доставить продукт. В Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге и других, в связи с набором популярности движения за экологически чистые продукты, стали открываться экомагазины «Сиберика-Урал», «Эко-магазин», «Живой ЭКОмагазин», «Свой Путь» и т.п. Таких магазинов еще очень мало, количество не превышает 30 магазинов на один крупный город, соответственно расстояние между ними большое - для многих проблематично добраться до них. В России начинают появляться рестораны здорового питания, магазины для вегетарианцев, центры здорового образа жизни, развивается экотуризм. Во многих регионах России на государственном уровне разрабатываются и утверждаются программы развития культуры здорового образа жизни среди населения. На фоне всего этого тенденция россиян перенимать западный опыт, а также открытость и интерес российского потребителя ко всему новому создают на российском рынке плодотворную почву для распространения и производства здесь продуктов биологического происхождения, так популярных в Европе. Раньше рынок увеличивался в основном за счет импорта европейских биопродуктов из Франции, Германии, Великобритании, Нидерландов. В России рынок продовольственных товаров, как и некоторые отрасли пищевой промышленности (например, мясная), характеризовался высокой степенью импортозависимости: доля иностранной продукции в потреблении составлял около 20%. И после введения санкций, эта ситуация стала меняться. Россия начала производить многие продукты на своей территории. В России площади сельскохозяйственных земель, сертифицированных для органического производства, составляют порядка 250 тысяч гектар или около 0,2% от всех обрабатываемых площадей. По темпам роста сертифицированных под органическое производство сельхозземель, по последним данным, Россия занимает 3 место в мире. Следует отметить, что для России открываются возможности для объективной оценки необходимости развития рынка органической продукции, и в дальнейшем с учетом специфики социально-экономической и экологической ситуации в регионах, накопленного зарубежного опыта в области государственного регулирования органического рынка, сформировать и развивать государственную политику в данной сфере. Российский рынок биопродуктов действительно обладает огромным потенциалом, обусловленным рядом причин. Во-первых, это широкие возможности ресурсной базы России: наличие огромной территории с благоприятной экологической ситуацией, с ее богатейшей флорой и фауной, высокой водообеспеченностью. Немаловажно и наличие обширных районов, отдаленных от промышленных центров, пригодных для сбора дикорастущих ягод и трав, природные свойства и качества которых отвечают концепции экопродукции. Во-вторых, это высокий сельскохозяйственный потенциал. Площадь продуктивных земель России составляет около 9 млн кв. км, что представляет собой 11% от общемирового показателя. В силу исторических обстоятельств в нашей стране около 40% территорий выведено из сельскохозяйственного оборота. Освоение и использование этих земель даст российскому органик-рынку существенное преимущество перед Западом. Рассмотрев обширные возможности нашей страны, сформулируем рекомендации для развития рынка органической продукции в России: - сформировать подзаконные акты для основного федерального закона «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 N 280-ФЗ; -создать дополнительную государственную поддержку по сравнению с обычными сельхоз товаропроизводителями и уменьшить налоговую нагрузку; -популяризация среди сельхоз товаропроизводителей и среди населения экопродуктов; -содействие государства в создании и передаче технологий «зеленого» сельского хозяйства; -выстраивание механизма снабжения органическими продуктами организаций образования и здравоохранения. Таким образом, наша страна в относительно короткое время и без больших инвестиций может значительно нарастить объемы экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью - органических продуктов питания, повысить качество жизни населения.