RYNOK EKOLOGICHESKI CHISTYH PRODUKTOV V ROSSII. PROBLEMY I PERSPEKTIVY RAZVITIYA
Abstract and keywords
Abstract (English):
The Article is devoted to the study of problems and prospects of development of the market of eco-products in Russia. Recently, the idea of ecological lifestyle has become more and more relevant in the world. These trends are also evident in Russia: the Russians began to buy eco-products, actively engage in fitness, prefer «green» brands to those that are not environmentally friendly and do not show concern for the environment. In this regard, in the field of agriculture and food industry, a new direction - the production of biological products. In contrast to Russia, the governments of developed foreign countries care primarily about the small farmer, on whose shoulders held and will keep agriculture. The West has long introduced a system of assistance in the form of grants and bonuses. In addition, there is a system of state orders for farm products, and if the farmer delivers products to schools and kindergartens, he is paid extra money for it. This is a very good example for our country. The article deals with the problems of legislative support, analyzes the prospects and trends of development, identifies problems and suggests ways to solve them.

Keywords:
organic food, bio food, eco, bio, organic, agricultural market, agricultural land
Text
Рынок экопродуктов - пока достаточно незанятая ниша, но он активно развивается. С 1 января 2020 года в России вступает в силу закон «Об органической продукции». Право на термин «органический» теперь будут иметь только производители, которые не используют пестициды и антибиотики, пищевые добавки, усилители вкуса и т. п. Кроме того, они должны проходить обязательную сертификацию и включаться в соответствующий государственный реестр. Фактически это первая попытка установить правила игры на российском рынке здорового питания, который стремительно растет. По прогнозам Euromonitor International, в этом году продажи подобных продуктов в РФ должны превысить 900 млрд. руб. Идеологи органического сельского хозяйства, на которое приходится только 0,7% этого рынка, надеются, что закон придаст новый стимул развитию отрасли. Но помешать их планам могут падение доходов и стремление россиян экономить на еде, а также конкуренция с фермерскими, эко- и биопродуктами, поскольку потребители эти понятия почти не различают. Россиян все больше беспокоит собственное здоровье. Путь к здоровому образу жизни россиян представлен в таблице 1. Таким образом, широкий ассортимент здоровой еды уже стал важным фактором при выборе магазина для 62% россиян, 28% россиян с большой вероятностью купят фермерский продукт, а 22% - товар с пометкой «био», «эко» или «органик». Помимо общемирового тренда на здоровое питание, свою роль сыграл исключительно российский фактор - обеспокоенность граждан качеством продуктов. Именно вопросы качества и соответствия той или иной категории продукции стандартам здорового питания волнуют участников рынка. Однозначно судить о качестве того или иного подхода к производству нельзя, большинство фермеров также стремятся к натуральным принципам ведения хозяйства, не прибегая к химии и пестицидам. При этом они нередко используют в производстве местные технологии и рецепты, что позволяет создавать продукт, недоступный в других регионах. Путаница в терминологии - особенность российского рынка. В европейских странах понятия bio, organic и eco тождественны и обозначают одни и те же продукты. В России нормы и критерии нужно установить для всех здоровых продуктов, включая фермерские. Основными факторами, влияющими на развитие рынка, являются популяризация здорового образа жизни и употребление экологически чистых продуктов питания, недоверие к генетически модифицированным продуктам и страх перед возможными последствиями их применения. Сегодня на рынке экологически чистых продуктов найдется альтернатива практически каждому обычному продукту. Наиболее популярными считаются следующие категории: чай, кофе; некоторые специи, орехи и сухофрукты; сезонные продукты - свежие овощи и фрукты, пользующиеся повышенным спросом в определенные периоды года; экологически чистые заменители традиционных продуктов, таких как, хлебобулочные изделия, мясная и молочная продукция, напитки и вина; продукты для детей (детское питание, каши). Каждая группа экологически чистых продуктов стремительно растет и развивается, рисунок 1. При продвижении экопродуктов на региональные рынки существуют следующие проблемы: -цены на экопродукты часто завышены; -нет доверия потребителей к производству этих продуктов; -некоторые потребители не видят разницы между биопродуктами и обычными; -большинство не хотят менять свои потребительские привычки. Но не смотря на все эти проблемы, в последнее время в мире становится все более актуальной идея экологического стиля жизни. Россияне стали покупать экопродукты, активно заниматься фитнесом, предпочитать «зеленые» марки тем, которые не демонстрируют заботу об окружающей среде. В связи с этим в сфере сельского хозяйства и пищевой промышленности появилось новое направление - производство биопродуктов. Понятие экологически чистых продуктов в России впервые появились в 1989 году, когда была запущена всесоюзная программа «Альтернативное сельское хозяйство». На протяжение двух лет она имела успех, но закончилась полным крахом, так как рынок не был готов к такой продукции. Сейчас в России многие субъекты Федерации занимаются переработкой органики и производством сельхозпродукции, что показывает дальнейшее развитие производства экологически чистых продуктов в стране [5]. На сегодняшний день ключевым документом, регулирующим производство и требования к органической продукции в России, является ГОСТ Р 56104-2014 «Продукты пищевые органические. Термины и определения» [3]. Также требования к таким продуктам закреплены СанПиН 2.3.2.2354-08 от 21 апреля 2008 г. (Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов) [2]. Таким образом, в нашей стране любой производитель может снабжать свой товар маркировками «Био» или «Эко», вводя тем самым потребителя в заблуждение. 3 августа 2018 года был принят Федеральный закон «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 N 280-ФЗ, который вступит в силу с 1 января 2020 года [1]. Закон предусматривает: 1. Государственную регистрацию производителей органической продукции. Это позволит создать специальный реестр, который будет доступный всем жителям России. Исходя из выложенной информации в Интернете, потребитель сможет самостоятельно проверить наличие производителя в данном реестре. 2. Регистрацию эко-фермерства, предполагает выдачу сертификата. 3. Стандарты, которыми будут руководиться отечественные фермеры, которые производят эко-продукты, станут европейские, признанные всем миром. 4. Положения данного нормативно-правового акта предусматривают отдельную господдержку фермерам, который специализируются на выращивании эко-продуктов. Эта поддержка будет выражаться, как в финансовом, так и в информационном плане. Условием для получения такой поддержки является регистрация производителя. 5. В обязательном порядке закон будет прописывать максимальное количество требований, которым, должен отвечать органический продукт. 6. Маркировка - это обязательный атрибут эко-продукта, который будет отличать его от фальсификатов. Потребитель имеет полное право выбрать дорогой, но органический продукт, поэтому он должен легко отличить его от общего количестве предоставленной продукции. В каждой стране существует собственная маркировка, например, в США - Organic, в Германии - BIO. 7. Формирование специальных комиссий и независимых организаций, которые будут контролировать производство эко-продуктов. 8. Самым главным пунктом в данном законопроекте является запрет на использование гормонов роста, пестицидов, антибиотиков, пищевых добавок, которые не относятся к органическому земледелию. Экопродукты - достаточно сложный сегмент со своей спецификой, выйти на рынок непросто, а закрепиться на нем еще труднее, но даже при таких условиях наблюдается тенденция нарастания спроса. В России экопродукты можно купить на прямую у фермера, в случае если рядом с городом располагается ферма. Так же стало возможным заказать продукты в специализированных интернет - магазинах (например, Еда из деревни (eda-iz-derevni.ru), Зеленый дом (ecomne.ru), Биошоп (bioshops.ru) и др.), таких не много и не всегда есть возможность доставить продукт. В Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге и других, в связи с набором популярности движения за экологически чистые продукты, стали открываться экомагазины «Сиберика-Урал», «Эко-магазин», «Живой ЭКОмагазин», «Свой Путь» и т.п. Таких магазинов еще очень мало, количество не превышает 30 магазинов на один крупный город, соответственно расстояние между ними большое - для многих проблематично добраться до них. В России начинают появляться рестораны здорового питания, магазины для вегетарианцев, центры здорового образа жизни, развивается экотуризм. Во многих регионах России на государственном уровне разрабатываются и утверждаются программы развития культуры здорового образа жизни среди населения. На фоне всего этого тенденция россиян перенимать западный опыт, а также открытость и интерес российского потребителя ко всему новому создают на российском рынке плодотворную почву для распространения и производства здесь продуктов биологического происхождения, так популярных в Европе. Раньше рынок увеличивался в основном за счет импорта европейских биопродуктов из Франции, Германии, Великобритании, Нидерландов. В России рынок продовольственных товаров, как и некоторые отрасли пищевой промышленности (например, мясная), характеризовался высокой степенью импортозависимости: доля иностранной продукции в потреблении составлял около 20%. И после введения санкций, эта ситуация стала меняться. Россия начала производить многие продукты на своей территории. В России площади сельскохозяйственных земель, сертифицированных для органического производства, составляют порядка 250 тысяч гектар или около 0,2% от всех обрабатываемых площадей. По темпам роста сертифицированных под органическое производство сельхозземель, по последним данным, Россия занимает 3 место в мире. Следует отметить, что для России открываются возможности для объективной оценки необходимости развития рынка органической продукции, и в дальнейшем с учетом специфики социально-экономической и экологической ситуации в регионах, накопленного зарубежного опыта в области государственного регулирования органического рынка, сформировать и развивать государственную политику в данной сфере. Российский рынок биопродуктов действительно обладает огромным потенциалом, обусловленным рядом причин. Во-первых, это широкие возможности ресурсной базы России: наличие огромной территории с благоприятной экологической ситуацией, с ее богатейшей флорой и фауной, высокой водообеспеченностью. Немаловажно и наличие обширных районов, отдаленных от промышленных центров, пригодных для сбора дикорастущих ягод и трав, природные свойства и качества которых отвечают концепции экопродукции. Во-вторых, это высокий сельскохозяйственный потенциал. Площадь продуктивных земель России составляет около 9 млн кв. км, что представляет собой 11% от общемирового показателя. В силу исторических обстоятельств в нашей стране около 40% территорий выведено из сельскохозяйственного оборота. Освоение и использование этих земель даст российскому органик-рынку существенное преимущество перед Западом. Рассмотрев обширные возможности нашей страны, сформулируем рекомендации для развития рынка органической продукции в России: - сформировать подзаконные акты для основного федерального закона «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 N 280-ФЗ; -создать дополнительную государственную поддержку по сравнению с обычными сельхоз товаропроизводителями и уменьшить налоговую нагрузку; -популяризация среди сельхоз товаропроизводителей и среди населения экопродуктов; -содействие государства в создании и передаче технологий «зеленого» сельского хозяйства; -выстраивание механизма снабжения органическими продуктами организаций образования и здравоохранения. Таким образом, наша страна в относительно короткое время и без больших инвестиций может значительно нарастить объемы экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью - органических продуктов питания, повысить качество жизни населения.
References

1. Federal'nyy zakon ot 03.08.2018 N 280-FZ «Ob organicheskoy produkcii i o vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federacii» [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=304017&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.2000663594049461#09503780341857615

2. GOST R 56104-2014 Produkty pischevye organicheskie. Terminy i opredeleniya [Elektronnyy resurs]. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200113488

3. Aleksandrova O. A. Ekologicheski chistaya sel'skohozyaystvennaya produkciya: voprosy proizvodstva, gosudarstvennoy podderzhki, standartizacii [Elektronnyy resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ekologicheski-chistaya-selskohozyaystvennaya-produktsiyavoprosy-proizvodstva-gosudarstvennoy-podderzhki-standartizatsii

4. Zhidkov V. E. Analiz sprosa na ekologicheski chistye produkty pitaniya v mire [Elektronnyy resurs]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23800985

5. Mironenko O. V. Organicheskiy rynok Rossii. Itogi 2016 goda. Perspektivy na 2017 god [Elektronnyy resurs]. URL: http://rosorganic.ru/files/Mironenko%20Analitika%202017-18.pdf

6. Pereguda D. A. Ekologicheski chistye produkty pitaniya v Rossii - dalekaya perspektiva ili real'nost' [Elektronnyy resurs]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26325430

7. Silina T. Yu. Ekologicheski chistye produkty [Elektronnyy resurs]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29034922

8. Sokolova, Zh. E. Razvitie mirovogo rynka produkcii organicheskogo sel'skogo hozyaystva // Zh. E. Sokolova. - M.: avtoreferat, 2013. - 46 s.

9. Tarasova N. G. Ekologicheski chistye produkty pitaniya za rubezhom i v Rossi [Elektronnyy resurs]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29251039

10. Chichkin S. N. Ekologicheski chistye produkty [Elektronnyy resurs]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23796624

11. Yao L. M. Ekologicheski chistye produkty pitaniya: mify i real'nost' [Elektronnyy resurs]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30338105

12. Noskova K.V., Batrakova S.I., Fetisova A.V. Strategiya razvitiya rynka organicheskoy sel'skohozyaystvennoy produkcii [Elektronnyy resurs]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37028258

Login or Create
* Forgot password?