SAFETY MANAGEMENT SYSTEM IN EMERGENCY SITUATIONS OF NATURAL AND MAN-MADE NATURE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article considers the features of the safety system in emergency situations of a natural and man-made nature. The author notes that the relevance of the organization of the emergency management system and its effective functioning in the modern world can hardly be overestimated. Modern society is exposed to various natural and man-made threats, such as earthquakes, floods, fires, man-made accidents and terrorist acts. An effective emergency management system allows you to effectively deal with such situations and minimize losses.

Keywords:
emergencies, natural and man-made nature, safety, management tasks, monitoring
Text
Text (PDF): Read Download

В течение последних лет в России наблюдается тенденция к снижению количества чрезвычайных ситуаций, однако масштабы последствий и ущерб в отдельных случаях существенно увеличиваются. Среднее количество чрезвычайных ситуаций в год составляет порядка 800 наиболее опасных техногенных или природно-технических зафиксированных случаев, а ущерб от них часто составляет несколько десятков миллионов рублей.

Чрезвычайные ситуации, также называемые чрезвычайными событиями или кризисами, представляют собой события или обстоятельства, которые могут оказать существенное воздействие на нормальное функционирование общества, экономики, окружающей среды или человеческого здоровья. Эти ситуации обычно требуют немедленного реагирования и координации усилий со стороны государственных органов, организаций и населения [4].

Чрезвычайные ситуации обычно возникают внезапно и неожиданно. Они могут быть вызваны природными катастрофами (наводнения, землетрясения, ураганы), техногенными авариями (взрывы, авиакатастрофы), общественными беспорядками или пандемиями. Указанные ситуации часто представляют собой угрозу для жизни, здоровья и благосостояния людей, при их возникновении могут иметь место  потери человеческих жизней, травмы, эпидемии или распространение инфекций. В ситуациях кризиса требуется срочное и координированное реагирование. Эффективное управление кризисом включает в себя быстрое мобилизацию ресурсов, сил и инфраструктуры [3].

Чрезвычайные ситуации обычно характеризуются нестандартностью и сложностью, они требуют творческого подхода к решению проблем и сотрудничества многих сторон. Чрезвычайные ситуации могут оказывать воздействие на различные аспекты общества, включая экономику, социальные структуры, экологию и безопасность.

В начальной стадии кризиса часто существует неопределенность относительно его характера, масштаба и последствий, что создает дополнительные трудности в разработке стратегий реагирования. Реагирование на чрезвычайные ситуации требует эффективной координации между государственными органами, местными властями, неправительственными организациями и другими заинтересованными сторонами.

Чрезвычайные ситуации могут привести к значительным вызовам, но эффективное управление кризисами и их последствиями является важным элементом обеспечения безопасности и стабильности общества.

К основным нормативно-правовым актам, которые регламентируют защиту населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций являются: 

– Конституция РФ;

– ФЗ РФ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. №68 (ред. от 14.04.2023 N 131-ФЗ);

– ФЗ РФ «О чрезвычайном положении» от № 30 мая 2001 г. №3 (ред. 02.11.2023 N 8-ФКЗ);

– ФЗ РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. №116 (ред. от 14.11.2023 N 534-ФЗ);

– ФЗ РФ «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. №69 (ред. 24.07.2023 N 343-ФЗ).

C учетом оценки опасности  чрезвычайных ситуаций, на федеральном, региональном и муниципальном уровнях  должны быть сформирована система, которая способна обеспечить безопасность  при их возникновении [2].

Система обеспечения безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера представляет собой комплекс мероприятий и организационных структур, направленных на предотвращение, минимизацию и эффективное управление последствиями чрезвычайных ситуаций. Эти ситуации могут включать в себя стихийные бедствия, такие как землетрясения, ураганы, наводнения, а также техногенные катастрофы, например, аварии на промышленных объектах или террористические акты.

Основные характеристики системы обеспечения безопасности в таких условиях можно сформулировать следующим образом:

1.Предупреждение и мониторинг. Развитие системы мониторинга для оперативного выявления признаков предстоящих чрезвычайных ситуаций. Это может включать в себя использование современных технологий, сетей датчиков и систем раннего предупреждения.

2.Планирование и подготовка. Разработка эффективных планов действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Важной частью этого является обучение персонала и проведение учений для оценки готовности системы к реальным ситуациям.

3. Реагирование и координация. Обеспечение оперативного и согласованного реагирования служб и организаций в условиях кризиса. Координация между различными ведомствами, такими как спасательные службы, правоохранительные органы и медицинские службы, играет ключевую роль в эффективном управлении чрезвычайными ситуациями.

4. Восстановление. Разработка и реализация мероприятий по восстановлению после чрезвычайных ситуаций. Это включает в себя восстановление инфраструктуры, оказание помощи пострадавшим и минимизацию долгосрочных последствий.

5. Информационная безопасность. Защита информационных систем от угроз и атак, обеспечивая надежность обмена информацией в условиях чрезвычайных ситуаций.

Эффективная система обеспечения безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций требует интеграции технических, организационных и человеческих ресурсов для обеспечения максимальной защищенности и минимизации ущерба от различных видов чрезвычайных ситуаций.

Важную роль в построении такой системы также играет организация подготовки отвечающих современным требованиям практики квалифицированных широкопрофильных специалистов нового уровня по вопросам обеспечения безопасности, обобщение и систематизация научных знаний [5].

Таким образом, в современном мире события в одной части мира могут оказать воздействие на другие регионы из-за глобализации экономики, транспорта и коммуникаций. Это подчеркивает необходимость сотрудничества и координации национальных и международных структур для эффективного управления чрезвычайными ситуациями. С развитием технологий и социальных сетей информация о чрезвычайных ситуациях быстро распространяется. Это создает необходимость в оперативной реакции и координации для предотвращения паники, минимизации ущерба и обеспечения правильного информирования населения.

С развитием технологий возникают новые потенциальные угрозы, такие как кибератаки, которые также могут вызвать кризисные ситуации. Эффективная система управления чрезвычайными ситуациями должна включать в себя защиту от киберугроз и технологических аварий [3].

Соответственно, в условиях современного мира создание и поддержание эффективной системы управления чрезвычайными ситуациями остается актуальным и критически важным аспектом обеспечения безопасности и устойчивости общества. Центральная роль в данном процессе принадлежит органам государственной власти, взаимодействие которых в рамках предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий выступает основополагающим фактором обеспечение общественного благополучия. 

References

1. Federal'nyy Zakon Rossiyskoy Federacii «O zaschite naseleniya i territoriy ot ChS prirodnogo i tehnogennogo haraktera» ot 21.12.1994 № 68 // Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federacii. 1994 g. (red. ot 14.04.2023 № 131-FZ).

2. Andreeva V. A. Problemy obespecheniya obschestvennoy bezopasnosti pri chrezvychaynoy situacii v Rossiyskoy Federacii // Izvestiya Rossiyskogo Gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2008. № 1 2008. S. 83-87.

3. Galickaya N.V. Organizacionno-pravovaya harakteristika tehnogennoy bezopasnosti v Rossii // Vestnik Saratovskoy gosudarstvennoy yuridicheskoy akademii. 2018. №1 (120). S. 104-109.

4. Katkin P.N. O dal'neyshem razvitii pravovogo obespecheniya tehnogennoy bezopasnosti // Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2014. № 4. S. 104-110.

5. Pyatiletov V.V. Bezopasnost', ugroza bezopasnosti, chrezvychaynaya situaciya: nekotorye problemy sootnosheniya ponyatiy // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo aerokosmicheskogo universiteta im. akademika S. P. Koroleva. 2009. № 1. S. 190-197.

Login or Create
* Forgot password?