Данная статья развивает теоретические и методические положения стратегического управления. Статья подготовлена на основе аналитического материала трудов российских и зарубежных ученых в области стратегического менеджмента. Этот материал авторы изучали и систематизировали на протяжении 2000-2015 гг., сопоставляя полученные теоретические исследования с практическими результатами деятельности российских организаций. В статье приведены результаты наблюдений за процессом стратегического развития российских организаций и представления авторов о методических подходах к построению, разработке и реализации стратегии организации. В данной статье раскрывается практико-ориентированный подход к разработке и реализации стратегии организации, основанный на выявлении и практическом использовании результатов, процессов и процедур построения стратегии. Предложена интегральная модель построения стратегии, основанная на использовании качественных и количественных методов, позволяющая синтезировать стратегические и оперативные управленческие решения с учетом выявления зависимостей и взаимосвязей процедур построения стратегии организации. Обосновывается последовательность построения стратегии организации и необходимость включения новых этапов и пошаговых итерационных процедур.
стратегия, практико-ориентированный подход, интегральная модель построения стратегии организации, матрица «степень влияния и практическая значимость
1. Брэддик У. Менеджмент в организации. / У. Брэддик. Москва: Издательство Инфра-М, 1997. 344 с.
2. Вествуд Дж. Маркетинговый план: пер. с англ. / Дж. Вествуд. Санкт-Петербург: Издательство Питер, 2001. 256 с.
3. Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. / Г.Б. Клейнер. Москва: Издательство: Дело, 2008. 568 с.
4. Нилиповский В.И. Экономический рост предприятия: стратегия выстраивания интересов // Землеустройство и земельный кадастр: Сборник научных статей посвященный 225-летию Государственного университета по землеустройству / Сост. С.Н. Волков, А.А. Варламов. М.: ГУЗ, 2004. С. 353-359.
5. Отварухина Н.С., Усанов Г.И., Нилиповский В.И. Взаимосвязь концепции «стратегического встраивания» и теории интернационализации бизнеса // Экономика в координатах постиндустриального развития: региональный аспект. Материалы международной научно-практической конференции. Под научной редакцией д.э.н., профессора М.И. Разумовской, к.э.н., доцента Черновой Т.В. Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2002. Ч. 2. С. 95-97.
6. Отварухина Н.С., Отварухина Ю.Ю., Нилиповский В.И., Шишов С.Г. Стратегический менеджмент: учеб. пособ. Москва, 2012. 149 с.
7. Отварухина Н.С., Отварухина Ю.Ю., Шишов С.Г. Стратегическое планирование развития промышленных предприятий: модели и методы. Москва: Издательство РИЦСГУ, 2013. 107 с.
8. Отварухина Н.С., Костычева Д.А. Структурирование процессов регионально-ориентированного стратегического планирования развития организации. Журнал-книга «Предпринимательство», № 8. Москва: Издательство НП «ИБК», 2014. 204 с.
9. Отварухина Н.С., Костычева Д.А. Методический подход к построению стратегии организации в современных условиях. Научный журнал «Экономические системы» № 4. Москва: Издатель ФГБОУ ВО «Московский Технологический Университет» 2015. 60 с.
10. Портер М. Конкуренция: учеб. пособие / М. Портер. Москва: Издательский дом «Вильямс», 2005. 608 с.
11. Томпсон А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: пер. с англ. Москва: Издательский дом «Вильямс», 2006. 928 с.
12. B. Karlof, F.H. Levingsson. The A-Z of Management: Concepts and Models. Published by Thorogood, 2005. 442 p.
13. H. Igor Ansoff, G.I. Nakamura. Strategic Management Classic Edition. Published by Palgrave Macmillan, 2007. 251 р.
14. К. Койн, С. Субраманиам. Вестник McKinsey: теория и практика управления, № 1, 2002. Электронный доступ: http://www.vestnikmckinsey.ru/.
15. М. Биршан, М. Херт, К. Стровник. Три совета по улучшению стратегии по методу McKinsey. Harvard Business Review, 2014. Электронный доступ: http://www.hbr-russia.ru/.
16. Краснова В., Матвеева А. Стратегии: русский бизнес.
17. Журнал «Эксперт», 3 (971) 2016. Электронный доступ: http://expert.ru/.