Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель работы: является системное аналитическое исследование современного состояния, структуры, целей и технологий компетентностного и адаптивного обучения, реализации соответствующих обучающих ИТ-насыщенных систем и сред, ориентированных на сокращенный промежуток времени включения знаний в бизнес-процессы компаний (предприятий), а также разработка системы эффективных оценочных критериев (метрик). Использованы методы системного и когнитивного анализа, ситуационного моделирования и адаптивного подхода, интеллектуальных и мультиагентных систем. Рассмотрен вопрос самоорганизации таких систем с учетом запросов рынка труда (компетенций, навыков специалистов). Результаты: Качество образования необходимо рассматривать не только с точки соответствия ФГОС, требованиям образовательных структур, но и с точки зрения потребительского рынка, меры удовлетворенности потребителей, стоимостных характеристик. Конкретные результаты, образовательные цели необходимо рассматривать с точки зрения компетентностей, ключевых способностей - коммуникативных, технологических, креативности, предпринимательских и др. Необходимо создавать адаптивное обеспечение на основе компетентностного подхода, параметров обучения, динамического контроля этапов обучения. Необходима качественная аналитика, необходим прогноз качества обучения, мониторинг процесса обучения. Стандартизация процесса обучения необходима для распределения ответственности «в облаках» и автоматизированного самообслуживания, в перспективе - самообучения. Это высшая цель адаптивного обучения. Необходимо развивать адаптивный механизм, способствующий саморазвитию не только обучаемых, но и обучающих. Следует анализировать рентабельность использования внутрисистемных ресурсов образовательной системы, уровень ожиданий от обучения, вести ситуационное моделирование по различным моделям обучения и оценки его качества. Необходимы релевантные оценки внешней и внутренней среды (макроокружения, возможностей вуза, потребителей).

Ключевые слова:
компетенции, компетентностный подход, адаптивное обучение, ИТ, самоорганизация, обучающая система, обучающая среда, качество образования, эффективность
Текст
Objective: a systematic analytical study on the current state, structure, goals and technology competency and adaptive learning, the implementation of appropriate training of IT-rich systems and environments, focused on a reduced period of time inclusion of knowledge in business processes of companies (enterprises), as well as the development of the system effective evaluation criteria (metrics). The methods of systematic and cognitive analysis, situational modeling and adaptive approach, intelligent and multi-agent systems. The question of self-organization of these systems, taking into account the labor market needs (competences, skills specialists). Results: The quality of education should be considered not only in terms of conformity of the GEF, the requirements of educational institutions, but also from the point of view of the consumer market, customer satisfaction measures, cost characteristics. Specific outcomes, educational goals must be considered in terms of competencies, key skills - communication, technology, creativity, entrepreneurship, and others. It is necessary to create an adaptive software-based competency approach, training options, the dynamic control of the stages of learning. The need for qualitative analysis, the quality of education needs prognosis, and monitoring of the learning process. The standardization of the learning process is necessary for the distribution of responsibility «in the clouds» and automated self-service, in the long term-self. This is the ultimate goal of adaptive learning. We need to develop an adaptive mechanism that promotes self-development not only of students but also training. It is necessary to analyze the profitability of the use of intra-resources of the educational system, the level of expectations of the training, to conduct situational simulations on different models of training and assessment of its quality. Looking for relevant assessment of external and internal environment (macro-high school opportunities, consumers).
Список литературы

1. Арутюнян А.Э. СИСТЕМНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ЭВОЛЮЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА КОМПАНИИ. // Электронный мультидисциплинарный научный журнал с порталом международных научно-практических конференций «Интернетнаука». 2016;(5):36-44. DOIhttps://doi.org/10.19075/2414-0031-2016-5-36-44

2. Бабин Е.Н. ОТКРЫТАЯ МОДЕЛЬ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ВУЗА // Качество. Инновации. Образование, 2012. № 4. С. 7-13.

3. Башмаков А.И. РОЛЬ МОДЕЛЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДАХ И ПРИНЦИПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ. // Электронный журнал (Вычислительные сети. Теория и практика / NETWORK-JOURNAL. Theory and practice) BC/NW 2008, № 2 (13).

4. Богомолова Е.В. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ. // Человеческий капитал. 2016. № 3 (87). С. 84-86.

5. Дзегеленок И.И. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / под общ. ред. Н.А. Селезневой. М.: ИЦПКПС, 2004. 68 с.

6. Дорошенко Ю.И. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ: СИСТЕМНОСТЬ И ПРОТИВОРЕЧИЯ // Университетское управление: практика и анализ, 2008. № 1. С. 38-41.

7. Звонников В.И., Челышкова М.Б. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ПРИ АТТЕСТАЦИИ: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД. М., 2009. 272 с.

8. Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ - НОВАЯ ПАРАДИГМА РЕЗУЛЬТАТА ОБРАЗОВАНИЯ // Высшее образование сегодня, 2003. № 5. С. 34-42.

9. Зубрицкая О.М. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УРОВНЕЙ И ПОЛЕЗНОСТЬ ТОЧНЫХ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ДАННЫХ // Alma Mater, 2014. № 8. С. 17-23.

10. Иродов М.И., Кабанова Л.В. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И РОСТ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА. // Ученые записки ИСГЗ. 2016. № 1 (14). С. 287-291.

11. Казиев В.М. ВВЕДЕНИЕ В АНАЛИЗ, СИНТЕЗ И МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМ. М.: Бином. Лаборатория знаний. Интуит.ру., 2007, 288 с.

12. Кайгородцев А.А., Канапинов С.А., Кайгородцева Т.Ф. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ВУЗА В УСЛОВИЯХ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА. // Экономика. Бизнес. Информатика. 2016;(2):139-153. DOIhttps://doi.org/10.19075/2500-2074-2016-2-139-153

13. Калимуллин А.М., Габдулхаков В.Ф. УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ЦЕНТР ПРЕВОСХОДСТВА. // Образование и саморазвитие. 2016. № 1 (47). С. 3-12.

14. Кинчарова А.В. МЕТОДОЛОГИЯ МИРОВЫХ РЕЙТИНГОВ УНИВЕРСИТЕТОВ: АНАЛИЗ И КРИТИКА // Университетское управление: практика и анализ, 2014. № 2 (90). С. 70-80.

15. Козунова С.С., Бабенко А.А. МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ ЗАЩИЩЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ КОРПОРАТИВНОГО ТИПА. // Информационные системы и технологии. 2016. № 3 (95). С. 112-120.

16. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: КОЛЛЕКТИВНАЯ МОНОГРАФИЯ / Под ред. проф. В.А. Козырева и проф. Н.Ф. Радионовой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. 392 с.

17. Кузнецова О.В., Меркулова Н.И. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО САМООБРАЗОВАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ // Стандарты и мониторинг в образовании, 2014. № 3. С. 17-27.

18. Лаптев В.В., Лаптев П.В. ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ. // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика. 2016. № 2. С. 100-112.

19. Лызь А.Е. О СПЕЦИФИКЕ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. // Наука Парк. 2016. № 2 (43). С. 74-76.

20. Милославский В.Г., Алиева Н.Х., Соловьев С.М., Компилецкая О.Д., Казиев Т.Р. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОФОРИЕНТАЦИИ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. // Молодой ученый. 2016. № 7 (111). С. 905-911.

21. Науразова Э.А., Шамилев С.Р. ВАЖНОСТЬ ЭФФЕКТИВНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ РЕГИОНОВ РФ. РЕЙТИНГ РЕГИОНОВ, ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА, ОТРАСЛЕВЫХ МИНИСТЕРСТВ, КРУПНЫХ КАМПАНИЙ. // История. Экономика. Геополитика. 2016;(1):32-46. URL: http://www.internetnauka.net/jour/article/view/1 (дата обращения: 28.05.2016).

22. Науразова Э.А., Шамилев С.Р. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ. // Электронный мультидисциплинарный научный журнал «Интернетнаука». 2016;(5):64-74. DOIhttps://doi.org/10.19075/2414-0031-2016-5-64-74

23. Неизвестный С.И. О ПРИМЕНЕНИИ ТАКСОНОМИИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. // Транспортные системы и технологии. 2016. № 1 (3). С. 89-111.

24. Новикова С.В., Зайдуллин С.С. РЕАЛИЗАЦИЯ ГИБКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ IT-СПЕЦИАЛИСТОВ НА ОСНОВЕ БЛОЧНОГО E-LEARNING-ПОДХОДА. // Ученые записки ИСГЗ. 2016. № 1 (14). С. 423-427.

25. Пашинцева Н.И., Зиновьева И.В. ОБ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ АНАЛИЗА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ АКТИВОВ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ. // Вопросы статистики. 2016. № 3. С. 43-54.

26. Сахаева С.И. ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИТ-КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЫ. // Ученые записки ИСГЗ. 2016. № 1 (14). С. 510-515.

27. Сейдаметова З.С., Сейтвелиева С.Н. ОБЛАЧНЫЕ СЕРВИСЫ В ОБРАЗОВАНИИ // Информационные технологии в образовании. 2011. № 9. С. 105-111.

28. Сейтвелиева С.Н. ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ-ПРОГРАММИСТОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. // Бюллетень науки и практики. 2016. № 4 (5). С. 494-499.

29. Соколова Т.Б. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ИЕРАРХИЧЕСКИХ СТРУКТУР. // Электронный мультидисциплинарный научный журнал «Интернетнаука». 2016;(5):75-84. DOIhttps://doi.org/10.19075/2414-0031-2016-5-75-84

30. Умаров Р.Ш. ОТДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УСЛУГ СВЯЗИ В СУБЪЕКТАХ РОССИИ, КАК ВАЖНЕЙШЕГО ПОКАЗАТЕЛЯ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ. // Электронный мультидисциплинарный научный журнал «Интернетнаука». 2016;(4):100-118. DOIhttps://doi.org/10.19075/2414-0031-2016-4-100-119

31. Palkin V.A. ABOUT PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF SCHOOL IN THE CONDITIONS OF INFORMATIVE SOCIETY. // The Unity of Science: International Scientific Periodical Journal. 2016. Т. 1. № 1-1. С. 129-133.

Войти или Создать
* Забыли пароль?