Россия
Россия
В статье рассматривается вопрос эффективного использования земель населенных пунктов. Установление границ поселений и населенных пунктов (далее - границ) является инструментом для эффективного использования земель и позволяет определить «пределы» управления земельными ресурсами. Целью исследования является выявление существующих проблем, связанных с установлением границ, и их решение. Согласно имеющимся сведениям за период 2014-2015 гг. площадь земель населенных пунктов увеличилась. Этот и ряд других фактов указывают на процесс глобализации и урбанизации. Поэтому в настоящее время проблемы эффективного использования земель населенных пунктов должны решаться незамедлительно. Земельный налог является одним из механизмов эффективного управления земельными ресурсами. Земельные налоги, поступившие в консолидированный бюджет Российской Федерации за период 2012-2015 г. составляет меньше 2% от суммы всех налогов, тогда как в некоторых странах налогообложение недвижимости составляет от 40 до 80 % от местного бюджета. Низкий уровень налогов объясняется и тем, что не работает в полную мощь система территориального планирования. При этом разработка документов территориального планирования является первым, основополагающим этапом процесса установления границ. В статье проанализирован существующий процесс установления границ. Авторами проведён анализ результатов реализации документов территориального планирования на практике. Выявлены причины возникновения наиболее часто встречающихся случаев нарушения процесса установления границ. Определена важнейшая проблема препятствующая процессу установления границ - пересечение границы с границами ранее учтённых земельных участков. Исследование проведено путём проведения эксперимента по установлению границ - д. Капустино, г.о. Мытищи, Московская область. Дана оценка новой норме закона «О государственной регистрации прав», которая должна разрешать проблему пересечения границ. Как результат исследования представлены возможные варианты разрешения обнаруженных проблем. Вывод - необходимо учесть указанные выше недостатки и выполнить совершенствование методологии и процесса установления и описания таких границ.
установление границ, эффективное использование, земельный налог, территориальное планирование, генеральный план, схема территориального планирования
1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016: Стат. сб. // Росстат. Москва, 2016, с. 560.
2. Медведева О.Е. Проблемы устойчивого землепользования в России, Москва, 2009, с. 3.
3. Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, Государственная дума Федерального Собраний Российской Федерации Седьмого Созыва, Материалы парламентских слушаний на тему: «О концепции развития земельного законодательства Российской Федерации», Москва, 2017, с. 35.
4. Стариков А.С., Самарина В.П. Проблемы рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, Современные проблемы науки и образования. Пенза, 2012, № 4, с. 215.
5. Бубнов Д.В. Рациональное использование земельных ресурсов как фактор устойчивого развития региона, автореф. дис. … эконом наук: 08.00.05, Бубнов Дмитрий Викторович, Волг., 2015, с. 3.
6. Тананушко В.С. Земельный налог как механизм эффективного управления земельными ресурсами муниципальных образований, Имущественные отношения в Российской Федерации, 6 (141) 2013, с. 73.
7. Российская Федерация. Законы. Градостроительный кодекс [Электронный ресурс]: федер. закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ // Консультант+.
8. Попова О.О. Экономическое обоснование установления границ населенных пунктов в схемах территориального планирования муниципального района в условиях Крайнего Севера: дис. … эконом наук: 08.00.05, Попова Ольга Олеговна. М., 2013. с. 10.
9. Зарипова А.М., Колчина Н.В. Внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о границах муниципальных образований, Инновационная деятельность: Теория и Практика № 7 (3), Екатеринбург, 2016, с. 17.
10. Российская Федерация. Законы. О землеустройстве [Электронный ресурс]: федер. закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ // Консультант+.
11. Российская Федерация. Правительство. Постановления. Об утверждении государственной программы Московской области «Архитектура и градостроительство Подмосковья» на 2014-2018 годы и о признании утратившими силу некоторых постановления Правительства Московской области [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 23.08.2013 № 661/37 // Консультант+.
12. Российская Федерация. Правительство. Распоряжения. Об утверждении комплексного плана мероприятий по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований и границах населенных пунктов в виде координатного описания [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 30.11.2015 № 2444-р // Консультант+.
13. Сельское поселение Федоскинское Мытищинского муниципального района Московской области. Совет депутатов. Об утверждении генерального плана сельского поселения Федоскинское Мытищинского муниципального района Московской области [Электронный ресурс]: решение от 24.11.2011 № 27/1 // информационно-правовая система Гарант.
14. Российская Федерация. Законы. О государственной регистрации недвижимости [Электронный ресурс]: федер. закон от 13.07.2015, № 218-ФЗ // Консультант+.