ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ХОЗЯЙСТВОВАНИИ: ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье обосновывается ведущая роль ценностно-целевого концепта в социально-экономическом развитии человечества. Показано каким образом культурно-мировоззренческие основания, воплотившись в потребности-ценности, цели и интересы отдельных групп людей, влияют на развитие человеческого сообщества. Необходимость изменения понимания роли и значимости системы ценностей, упоминаемой в основных религиозных конфессиях и в трудах философов, стала одной из острейших проблем еще в ХIХ веке. Обоснованы естественнонаучные основания формирования мировоззренческой позиции и формирования принципов институционального закрепления системы ценностей. Проводится сравнение предполагаемых векторов развития, вытекающих из мировоззренческих позиции единоцентризма и холизма. Единоцентристская мировоззренческая позиция предполагает коэволюционное развитие всех фрагментов планетарной системы и детерминированность материальных потребностей по количеству и качеству, что должно лежать в основе норм общего человеческого жития. Указано, что принцип разумной достаточности в удовлетворенииматериальных потребностей является важным условием для более полной реализации духовных потребностей человека (и всего общества), открывает дорогук переходу от количественного к качественному развитию социума. Показано, что с трансдисциплинарной позиции единоцентризма изменение вектора социально-экономического развития возможно лишь при создании «критической массы» людей, воспринявших данное мировоззрение и, следовательно, вытекающую из нее систему ценностей.

Ключевые слова:
мировоззрение, социально-экономические отношения, интересы, система ценностей, духовные потребности, единоцентризм, холизм, трансдисциплинарная научная парадигма
Текст
The article substantiates the leading role of value-oriented concept in socio-economic development. It is shown how the cultural and ideological grounds, embodied in the needs-values, goals and interests of groups of people, affect the development of the human community. The need to change the understanding of the role and importance of the system of values mentioned in the main religious denominations and in the works of philosophers became one of the most acute problems in the XIX century. The natural science foundations of the worldview and the formation of the principles of institutionalization of the value system are substantiated. A comparison is made of the supposed development vectors arising from the ideological position of single-centrism and holism. The single centrist ideological position implies the co-evolutionary development of all fragments of the planetary system and the determination of material needsin quantity and quality.This should be the basis of the norms of human living. It is stated that the principle of reasonable sufficiency in meeting material needs is an important condition for a more complete realization of the spiritual needs of man (and the whole society). This opens the way to the transition from quantitative to the qualitative development of society. It is shown that from the transdisciplinary position of single-centrism, a change in the vector of socio-economic development is possible only with the creation of a “critical mass” of people who perceived this outlook and the value system resulting from it.
Список литературы

1. Бердяев Н. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Париж. YMCA-PRESS, 1952. с. 427. Электронный доступ: http://www.magister.msk.ru/library/philos/berdyaev/berdn005.htm

2. В.В. Казютинский Антропный принцип // Электронная библиотека ИФ РАН / Новая философская энциклопедия. Электронный доступ: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH362f209c5da031600b8c36

3. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991 г.

4. Зиновьев А. А. Глобальный человейник. М.: Алгоритм; ЭКСМО, 2006 г.

5. Кант И. Сочинения в шести томах, Т. 6. - М.: Мысль, Философское наследие, 1966. - С. 5-23.

6. Куда идет мир: политическая экономия будущего / пер. с пол. Ю. Чайникова, М.: Магистр, 2014 г.

7. Моисеев Н.Н. Коэволюция природы и общества. Пути ноосферогенеза // Экология и жизнь, № 2-3, 1997 г.

8. Мокий В.С. Основы трансдисциплинарности. - Нальчик: ГП КБР Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 года, 2009. - 368.

9. Новый завет Послание к Галатам 3:28 - http://bible.by/new-testament/verse/55/03/28 (перевод Еп. Кассиана).

10. Петербургский экономический форум // Газета Ведомости от 19.06.2010.

11. Плотин. Эннеады // пер. с греч. языка под ред. профессора Г.В. Малеванского и др. [Электронный ресурс]:- http://www.philosophy.ru/library/plotin/01/0.html

12. цит. по статье Данилов-Данильян В., Рейф И. За пределами роста. Компьютерная модель, всколыхнувшая мир // Наука и жизнь. - 2015. - № 10. - С. 2-15.

13. Чичагов Л.М. Что служит основанием каждой науки? М., ТиполитографияКушнера, 1890.

14. Donella H Meadows; Jorgen Randers; Dennis L Meadows; William W Behrens. The Limits to Growth: A Report for the Club of Rome's Project on the Predicament of Mankind. - 1. - Universe Books, 1972. - 211 с. Электронныйдоступ: www.donellameadows.org/wp-content/userfiles/Limits-to-Growth-digital-scan-version.pdf

15. Smuts J.C. Holism And Evolution, NY. Macmillan, 1926.

Войти или Создать
* Забыли пароль?