1. Введение. Актуальность данного исследования состоит в распространении явления во всем мире, которое принято называть - «отмывание денег». Так, что касается ЕС, общий объем легализации денежных средств (отмывание денежных средств) в 2017 году достиг €178,8 млрд, при этом, стоит отметить, что данные о таких трансакциях были представлены в тот год только десятью подразделениями финансовой разведки из двадцати восьми, а это уже более 1,2% от ВВП, при том, что в 2016 году общий объем средств, который проходил в рамках подозрительных трансакций, составлял €99,4 млрд. Динамика составляет около 178 % . 2. Изложение основного материала. Говоря о России, то тут ситуация не менее удручающая, а именно, если в 2012 году по статьям о легализации (отмывании) средств понесли наказание 123 человека, то в 2015 году - 311, а в 2016-м - уже 417, за 2017 год - 421 человек. Отмывание денег - это процесс подмены настоящих, но незаконных источников денежных средств фиктивными законными В соответствии с МСА 240 выделим следующую характеристику недобросовестных действий: искажения, возникающие в финансовой отчетности, являются следствием недобросовестных действий или ошибки. Решающим фактором, который позволяет отличить недобросовестные действия от ошибки - это умышленные либо неумышленные действия, которые в результате привели к искажению финансовой отчетности. Недобросовестные действия являются достаточно широким правовым понятием, но, несмотря на это, для целей Международных стандартов аудита, непосредственно самого аудитора касаются только те недобросовестные действия, которые послужили к значительному искажению в финансовой отчетности. Для аудитора значимы 2 вида умышленного искажения: · искажения, наступившие в результате недобросовестного составления финансовой отчетности; · искажения, наступившие в результате неправомерного присвоения активов. (см. пункты 2 и 3 МСА 240). В данном исследовании будет рассматриваться проблема отмывания денег, поэтому начнем с определения. Отмывание денег - это создание каналов для незаконных, «грязных», денег, которые через законные средства, делают их «чистыми» деньгами внутри системы. У процесса есть три этапа: размещение, расслоение и интеграция. На этапе размещения незаконные деньги физически входят в финансовую систему, например, на огромные депозиты на банковских счетах через банковских кассиров или банкоматы. Этап расслоения включает в себя проведение сложных операций с единственной целью - скрыть происхождение средств и размыть аудиторский след для дальнейшего расследования. На этапе интеграции поступления вновь приходят в финансовую систему как явные законные средства. Отмывание денег является производным преступлением, другими словами, это преступление, которое проистекает из другого преступления. Его характер, как преступления, зависит от происхождения средств. Данный МСА также предусматривает ответственность за предотвращение и обнаружение недобросовестных действий. Основную ответственность за предотвращение и обнаружение недобросовестных действий возлагают как на лиц, которые отвечают за корпоративное управление, так и на руководящий состав организации, в которой проводится аудит. Стоит отметить, что руководство под надзором лиц, которые отвечают за корпоративное управление, должно внимательно относиться к вопросу о предотвращении недобросовестных действий, для того, чтобы свести к минимуму возможность для их совершения и, способствовать тому, чтобы сдерживать их, в результате такого внимания, сотрудники предпочтут не совершать недобросовестные действия, так как будет высока вероятность их обнаружения и наказания. Данная ответственность приведет к тому, что в организации создастся культура этического поведения и честности, которая может поддерживаться активными мерами по надзору со стороны тех лиц, которые отвечают за корпоративное управление. Надзор со стороны тех лиц, которые отвечают за корпоративное управление, содержит в себе учет возможностей обхода средств контроля либо иной неправомерной формы влияния на процесс подготовки финансовой отчетности, таких как - попытка руководящего состава управлять прибылью для того, чтобы влиять на то, как аналитики будут воспринимать показатели прибыльности и эффективности организации. Аудитор, который проводит аудит, исходя из Международных стандартов аудита, должен полностью убедиться в том, что в финансовой отчетности нет искажений, как в результате недобросовестных действий, так и в результате ошибки. Из-за того, что аудит неотъемлемо ограничен, может присутствовать риск того, что некоторая часть существенных искажений финансовой отчетности не будет обнаружена, даже в том случае если аудит является спланированным и проводится, исходя, из Международных стандартов аудита. (см. п. 5) Хотелось бы отметить, что умышленно совершенные ошибки руководством организации аудитору выявить на порядок сложнее. Это объясняется тем, что руководство осуществляет искажение не только бухгалтерского учёта и отчётности, но и финансовой, и налоговой. Также, имеется высокий риск того, что аудитор может не обнаружить существенное искажение финансовой отчетности, которое вызвано недобросовестными действиями руководящего состава, нежели случая недобросовестных действий сотрудника, так как, во многих случаях руководство имеет возможность косвенного или прямого манипулирования данными бухгалтерского учета, предоставлять несоответствующую действительности финансовую информацию, а также обходить процедуру контроля, которые нацелены на то, чтобы предотвратить случаи совершения таких же недобросовестных действий другими сотрудниками. (см. п. 7) 3. Выводы Итак, цель аудитора заключается: · в выявлении и оценке риска существенных искажений финансовой отчетности в результате недобросовестных действий; · в получении достаточного количества надлежащих аудиторских доказательств касательно оцененных рисков существенного искажения в результате недобросовестных действий путем разработки и проведения соответствующей процедуры; · в надлежащем образе реагировать на недобросовестные действия или на подозрения в недобросовестных действиях, которые выявлены по ходу аудита. (см. п. 8) Таким образом МСА 240 предполагает, что внутренние должностные лица должны добросовестно выполнять свои обязанности, обеспечить эффективное корпоративное управление активами компании как перед руководством компании, так и перед государством.