Введение Функция оказания государственных услуг, во многих сферах может выполняться как государством, но так же могут передаваться на исполнение различным коммерческим структурам. Причем в действующем на сегодняшний день законодательстве, можно найти соответствующие нормативно-правовые инструменты. К примеру, на сегодняшний день существуют следующие примеры частичной передачи государственных и муниципальных функций в частные руки. Сейчас существуют частные пункты регистрации автомобилей, частные станции проведения технического осмотра автомобилей, частные камеры, следующие за соблюдением скоростного режима на дорогах, частные организации по изготовлению дубликатов государственных регистрационных знаков и т.д. Использование аутсорсинга позволяет повысить эффективность управленческих процессов на государственном и муниципальном уровне, контролировать издержки и направлять внимание властных органов на действительно важные вещи, непрерывно повышать качество предоставляемых населению услуг, а так же сокращать затраты на содержание персонала различных государственных и муниципальных структур, что ведет к существенной экономии средств бюджетов различных уровней. Все вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы. Проблема. Внедрение аутсорсинга в сферу государственного и муниципального управления идет не слишком эффективно. Органы продолжают решать задачи собственными силами. Для эффективного применения данной технологии необходимо учитывать не только трудности мировой практики, но и отечественные условия. Цель исследование - изучить аутсорсинг как форму организации социально-трудовых отношений. Задачи работы: 1. Произвести обзор литературы по выбранной теме исследования; 2. Обозначить проблему аутсорсинга в государственном управлении; 3. Произвести исследование аутсорсинга на государственном и муниципальном уровнях управления. Данное исследование позволит решить такую теоретическую проблему как недостаточную освещенность данной темы в литературе. Помимо этого исследование решает практическую проблему - теорию, рассмотренную в данной работе государственные органы могут принимать во внимании на практике. Обзор литературы Проблема аутсорсинга в государственном управлении изложена в статье И.Д. Котлярова «Применение аутсорсинга в государственной деятельности в РФ». Автор утверждает, что для повышения качества деятельности по оказанию услуг, аутсорсинг необходим по причине отсутствия у государства соответствующих компетенций. Тем не менее существует проблема утечки информации. Этот риск можно минимизировать, если создать четкую регламентацию действий сторон [7]. Рассмотрим статью И.В. Милькиной «Аутсорсинг в системе государственного и муниципального управления». В статье автор утверждает, что только неключевые функции могут быть переданы в руки аутсорсерам. Тем не менее аутсорсинг все равно повышает эффективность осуществления деятельности государства [8]. В статье Шестоперова А.М. «Современные тенденции использования аутсорсинга в органах государственной власти и местного самоуправления» автор утверждает, что для аутсорсинга имеется хорошая база, однако необходимо усовершенствовать законодательную базу [12]. Таким образом, видим, что все авторы согласны с тем, что аутсорсинг - эффективная мера, но существуют проблемы в виде рисков утечки информации и несовершенства законодательной базы. Гипотеза и методы исследования Гипотеза исследования: Аутсорсинг может значительно повысить эффективность функционирования органов власти, но существует ряд проблем, сдерживающих развитие этой технологии в госсекторе. В качестве метода исследования был выбран анализ, включающий в себя аналитический разбор существующей ситуации аутсорсинга государственного управления. Анализ научной литературы является наиболее доступным, но трудоемким. Этот метод исследования представляет собой сбор информации по теме исследования (проекта) из книг, журналов, газет, дисков и сети Интернет. Прежде чем приступать к сбору информации, необходимо выделить основные понятия, важные для исследования, и найди их определения. Учитывайте, что информация может иметь разную степень достоверности, особенно в сети Интернет. В тексте исследовательской работы ставьте ссылки на источники информации. Результаты исследования Передачу функций государственного и муниципального управления в частные руки можно представить следующим образом: ˗ передача всех функций частному сектору, в данном случае государство ликвидирует собственные органы, ранее исполнявшие данные функции. Реализацию данной функции можно было наблюдать в начале 90-х годов, когда государство разрешило создание частных банков, частных страховых организаций, производство алкогольной продукции, производство станков, машин и оборудования и другие отрасли экономики, некогда целиком и полностью находившиеся под контролем государства; ˗ разрешение частному сектору выполнять аналогичные функции наряду с государственными структурами, возможно на более качественном уровне, за что гражданин будет готов заплатить несколько большую сумму, чем в государственной структуре. К примеру по такому принципу работают частные пункты по регистрации транспортных средств, где нет очередей, постановку и снятие автомобиля с учета можно осуществить в кратчайший сроки, разумеется оплатив за это определенную стоимость; ˗ форма государственно-частного партнерства, при котором государство и частные организации вступают в партнерские отношения на основе взаимопомощи и осуществляют какую либо деятельность. Очень часто формы ГЧП используются в инновационных предприятиях, предприятиях оборонной промышленности и т.д. Кроме того, в настоящее время произошла передача государственной функции управления в сфере работы саморегулируемых организаций. К примеру, ранее, для того, чтобы заниматься проектированием и строительством зданий и сооружений, было необходимо получить лицензию, выдаваемую государственным органом (подп. 101.1-101.3 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» введены Федеральным законом от 19 июля 2007 г. № 136-ФЗ [1]. С 1 января 2010 г. эти нормы утратили силу (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ). С 2010 года были введены саморегулируемые организации, после чего функция по выдаче разрешений на проектирование и строительство зданий и сооружений, полностью перешла в частную сферу (Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ) [2]. Разрешение на предпринимательскую деятельность субъектам частной сферы наряду с государственными органами - это неполная передача функций частному сектору. Данная функция реализуется в отраслях, где сохранение государственной монопольной власти не является целесообразным с одной стороны, а с другой - уровень конкуренции и развитие частных организаций не достигли необходимого уровня по каким-либо показателям, для того, чтобы иметь возможность удовлетворять потребности гражданского общества на необходимом уровне. Данная форма применяется, когда резкий отказ государства от участия в какой-либо сфере может привести к полному коллапсу и параличу данных сфер социально-экономического устройства общественных отношений. К примеру это может быть образование, где наряду с государственными, существуют и частные школы; медицинские услуги, где так же наряду с государственными лечебными учреждениями, действуют частные клиники и даже частные скорые помощи, услуги охраны и т.д. Наиболее современной, применяемой во всех развитых странах, формой использования аутсорсинга как метода организации социально-трудовых отношений, является ГЧП (государственно-частное партнерство). В нормативно-правовых актах ООН (организации объединенных наций), записано, что форма ГЧП должна обеспечивать совместное сотрудничество государства и частного сектора в наиболее важных отраслях социально-экономического развития и других направлениях, где это необходимо. Основным отличием формы ГЧП является долгосрочность оказания услуг или иной формы организации сотрудничества между государством и бизнесом на основе аутсорсинга. В основном ГЧП реализуется в инновационных сферах развития экономики, науки и техники, когда государство привлекает различные научные объединения, конструкторские центры и т.д. для реализации необходимых проектов. При аутсорсинге покупается компетенция некоторого объединения, к примеру конструкторского центра сразу на длительный срок, это дешевле, чем платить за каждую отдельную задачу по отдельности[4]. Кроме того, при использовании аутсорсинговой съемы сотрудничества, происходит делегирование ответственности аутсорсеру, так как только он несет полную ответственность за выполнение делегированных ему функций, в то время, как работники заказчика, в данном случае государства, согласно ст. ст. 238, 241 Трудового кодекса РФ несут ограниченную ответственность. И более того, аутсорсер как правило предоставляет гарантии качества выполняемых услуг или работы, так как данные условия напрямую прописываются в заключаемом договоре [5]. Мировая практика показывает, что использование аутсорсинга в органах исполнительной власти, приводит к следующему эффекту: улучшение качества предоставляемых услуг или работ, а так же значительное снижение издержек на выполнение возлагаемых функций. Трудовое право рассматривает аутсорсинг прежде всего как договор различной формы, это может быть двусторонний договор возмездного оказания услуг, или договор «аренды персонала», а так же смешанный договор с элементами договора оказания услуги подряда. Но все-таки общим в любом виде законодательного понимания аутсорсинга с точки зрения трудового права, взаимоотношения сторон направлены на исполнение аутсорсером определенной деятельности организации, которая является заказчиком такого рода услуг, к примеру: делегирование полномочий и компетенций органа государственной исполнительной власти коммерческой организации в рамках исполнения отдельных функций и полномочий, без наличия статуса властного органа. Кроме того, аутсорсинг как форма организации социально-трудовых отношений активно применяется на отечественных предприятиях в рамках обеспечения программы импортозамещения. Деятельность по аутсорсингу можно разделить на три вида (рис. 1). Административно-кадровая деятельность Деятельность, направленная на выявление у сотрудников и кандидатов на соответствующие должности имущественных и личностных факторов, которые способствуют появлению конфликта интересов, что может стать причиной проявления коррупционных действий. Оперативно-аналитическая деятельность Представляет собой деятельность, включающую в себя анализ служебной деятельности сотрудников. Основная цель оперативно-аналитической работы заключается в выявлении признаков поведения коррупционного характера, выражаемых в действии или бездействии должностных лиц. Рассматриваемый вид деятельности направлен на определение повышенных коррупционных рисков. Информационно-аналитическая деятельность Заключается в сборе, проверке, обобщении и анализе информации о признаках правонарушений коррупционного характера и о совершении подобных правонарушений, поступающей от отдельных граждан, общественности, средств массовой информации и других источников. Единая система взаимного уведомления о фактах коррупционной деятельности призвана способствовать своевременной реакции на данные факты, устанавливать обстоятельства и устранять причины возникновения данных правонарушений [6]. Организация взаимодействия с правоохранительными органами Внутренний контроль субъектов экономической деятельности по противодействию коррупционным проявлениям среди работников включает в себя информационно-аналитическую деятельность, элементами которой являются: · установка в общедоступных местах специальных почтовых ящиков для приема жалоб, заявлений и обращений со стороны организаций и граждан; · организация «горячих линий» и «телефонов доверия»; · организация комплекса мероприятий, направленных на сбор и анализ информации по вопросам борьбы с коррупцией от общественных организаций, средств массовой информации, из материалов собраний, совещаний, а также из других источников, включая «Интернет»; · анализ информации о попытках склонения сотрудников к совершению коррупционных деяний со стороны работодателя; · создание интернет-страниц, посвященных вопросам антикоррупционной деятельности на официальных онлайн ресурсах; · контроль за доступом сотрудников к информационным ресурсам для выявления признаков коррупционной деятельности (неправомерное распространение информации, несанкционированный доступ к информации, программно-техническое воздействие, направленное на нарушение целостности данных в ходе их обработки); · организация личного приема сотрудников организации и других граждан; · использование материалов конференций, совещаний, семинаров, а также разъяснений, регламентов, инструкций, методических рекомендаций; · деятельность по сбору и применению в дальнейшей работе доступной информации, относящейся к выявлению коррупционных правонарушений, полученной от правоохранительных и судебных органов; · разработка новых методов и форм выявления коррупционных признаков в поведении работников компании с применением анализа информации, полученной из различных источников. Например, в рамках внутреннего контроля субъектов экономической деятельности активно используется система аутсорсинга: · участие в процессе подбора кандидатов на должности в компании, включая анализ информации о предыдущем месте работы в целях недопущения случаев приема на работу лиц, имеющих склонность к правонарушениям и имеющим криминальные связи; · подбор и расстановка кадров в компании, которая бы исключала возможность занятия руководящих постов лицами, скомпроментировавшими себя во время деятельности на предыдущей работе; · контроль за соблюдением сотрудниками антикоррупционного законодательства; · контроль за достоверностью и полнотой информации, предоставляемой кандидатами на занятие вакантной должности. Одними из функций системы внутреннего контроля являются: подтверждение своевременности предполагаемых закупок, контроль за соответствием полученных по итогам закупке услуг или товаров, а также за целесообразностью намеченных затрат в рамках бизнес целей компании [7]. С помощью системы внутреннего контроля выявляются ключевые риски по всем звеньям процесса закупок и разрабатываются мероприятия, направленные на их минимизацию (таблица 1). Такая деятельность позволяет своевременно выявлять угрозы потенциальных закупок некачественной продукции, вследствие чего предотвращается ухудшение финансовых показателей деятельности компании. Сохранность активов предполагает наличие эффективного контроля как за формированием, так и за сохранностью необходимых запасов. Запасы состоят из готовой продукции, материалов и сырья, незавершенного производства и товаров для перепродажи. Необходимо наличие тесной связи между процессами закупок, хранения, отпуска в производство, а также отгрузкой потребителю готовой продукции. Система внутреннего контроля за запасами сырья, незавершенным производством и готовой продукцией призвана обеспечить сохранность готовой продукции, запасов материалов и сырья согласно покупательным и производственным потребностям. Помимо этого, благодаря таким мероприятиям обеспечивается формирование оптимального уровня запасов, гарантирующего непрерывность производственного процесса, не страдая при этом избыточностью; достигается соответствие затрат на закупки бизнес-планам и целям компании. Системой контроля должны быть охвачены все подразделения производства, она распространяется на все службы, цеха, участки и рабочие места. В процессе данной деятельности происходит оценка контроля за процессами в конкретном подразделении и анализ взаимосвязи между процессами закупки материалов и сырья и реализацией готовой продукции, а также подготовкой финансовой и управленческой информации [7]. Современные производственные структуры характеризуются большим разнообразием. Они оказываются под влиянием масштабов производства, методов его организации, уровня автоматизации и механизации технологических процессов, специфики бизнес-процесса, степени обслуживания производства, полнотой реализации производственного цикла и многих других факторов. Перечисленные выше факторы обусловили индивидуализированный подход при построении механизма внутреннего контроля производственных процессов, что требует, в свою очередь, индивидуальных решений в организации производственного учета, формировании системы отчетной и первичной бухгалтерской документации. Следует отметить, что главным объектом контроля всегда является бухгалтерско-финансовый контроль, который является органической частью существующих организационных (процесс нормирования и организации; взаимосвязь между другими бизнес-процессами) и логистических процессов (поступление материалов и сырья); системы качества выпускаемой продукции и контроля за рациональным использованием материальных ресурсов. Бухгалтерско-финансовый контроль при этом выполняет роль своеобразного координирующего вектора, поскольку именно он выполняет функцию обеспечения оперативного отражения в документах возникающих отклонений. Благодаря контролю обеспечивается своевременная передача информации лицам, уполномоченным принимать управленческие решения, направленные на нормализацию процесса, и гарантируется доведение до исполнителя соответствующей реакции. В этом и заключается суть сквозного характера механизма внутреннего контроля [5]. Для роста качественного уровня обработки, улучшения санитарных условий работы и снижения производственных издержек на некоторых предприятиях закрепляют определенную технологическую операцию. Например, окраска деталей и узлов. Такими операциями может быть сушка материалов, термическая обработка и т. д. Другими словами, создается отдельное звено технологической цепочки производства готовой продукции. Предприятия транспорта характеризуются территориальной специализацией производственных подразделений [9]. Заключение Под аутсорсингом понимают договорные отношения, заключающиеся в передаче другой организации отдельных видов деятельности для работы. К достоинствам аутсорсинга относят доступ к новым технологиям, концентрация на приоритетных направления, снижение операционных издержек. Особенностью аутсорсинга в государственной сфере является то, что она воспринимается как контрактация, то есть заключение с другими фирмами договор на поставку товаров и услуг. Под аутсорсингом программ развития муниципальных образований (МО) обычно подразумевается передача на долгосрочной контрактной основе отдельных административно-управленческих процессов внешним исполнителям, имеющим соответствующие полномочия и квалификацию, для формирования и реализации территориальной инвестиционной стратегии, включающей в себя диагностику инвестиционного климата МО, разработку механизмов использования МЧП, муниципальный маркетинг, а так же совершенствование нормативно-правового обеспечения инвестиционной деятельности; Актуальность аутсорсинговых программ муниципального управления в рамках развития территорий за счет привлечения государственных внебюджетных инвестиций в формате муниципально-частного партнерства (МЧП) обуславливается следующими факторами: - Стремлением органов местного самоуправления в обеспечении процессов стратегического планирования и развития территории за счет привлечения профессиональных команд, располагающих финансовым, административным и интеллектуальным ресурсом для реализации возложенных на них задач «под ключ». - Стремлением совершенствовать местное инвестиционное законодательство а так же правоприменительную практику, как в отношении имеющейся инвестиционной политики МО, так и в разработке и наполнении новой стратегической инвестиционной концепции МО, вертикальной интеграции программ и планов социально-экономического развития МО. - Стремлением максимального использования имеющихся инструментов поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП), таких как предоставление муниципальной (государственной) гарантии для территориальных инвестиционных проектов, представляемых МСП, создание совместных предприятий, создание и интеграция муниципальных кластеров, создание потребительских союзов, создание инвестиционных Советов и комиссий МО. Аутсорсинг, как экономический инструмент, входит в перечень проектов, рекомендованных Министерством экономического развития РФ для включения субъектами РФ в программы по реализации административной реформы. Таким образом, контроль производственных бизнес-процессов предполагает тесную взаимосвязь между задачами бухгалтерско-финансового, управленческого и производственного контроля. Благодаря такому единству достигается верный выбор учетной политики, формируется грамотная система управленческого учета и первичной бухгалтерской документации, детализация аналитических счетов и бухгалтерских регистров, формируется реальная база для создания прозрачной, достоверной отчетности, позволяющей принимать обоснованные управленческие решения на всех этапах процесса управления.