Ретракция: Плагиат (некорректные заимствования) в публикации. Ретракция оформлена по решению редакции в связи с выявлением некорректных заимствований из другой публикации: Разумова С.В. Поведение потребителей 2020-2023: вызовы и возможности // Beneficium. 2024. № 1 (50). С. 63-74.
УДК 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
В исследовании систематизирована аналитика, описывающая особенности поведения современных российских и иностранных потребителей, определены причины и факторы, оказавшие наибольшее влияние на потребительское поведение в 2020-2023 гг., на рынке одежды изучены направления и перспективы развития системы управления маркетинга, отвечающие описанным особенностям. Особое внимание уделено особенностям поведения в период пандемии COVID-19 и в постпандемийный период, в период санкций против РФ. Статья базируется на результатах исследований компаний Adobe, Econsultancy, Gartner, McKinsey, Data Insight, Better, Business research insights, eMarketer, Tiburon Research, Satio. В статье представлены результаты проведенного с участием автора опроса специалистов Российских компаний по результатам их работы в 2022-2023 гг., которые отметили стремление их клиентов сэкономить, переключиться на более дешевые бренды и аналоги на рынке одежды, или отказаться от покупки. По мнению опрошенных, клиенты также стали предъявлять повышенные требования к одежде, переходить в онлайн-каналы покупок, активнее вести диалог с компаниями в социальных сетях. Небольшая часть клиентов продемонстрировала стремление к осознанному потреблению. В качестве ответных мер со стороны российских компаний отмечены: усиление SMM-стратегий и тактик управления процессом реализации одежды, использование маркетинга данных, увеличение эффективности мультиканального видео вовлекающего маркетинга в процесс торговли одеждой. В статье также уделено внимание описанию ключевых тенденций в поведении российских потребителей одежды – стремлению сэкономить, переключению на локальные бренды, уходу в онлайн. Выявленные изменения и закономерности позволили сформировать ряд перспективных направлений управления бизнесом по торговле одеждой, основанных на цифровизации и управлении клиентским опытом.
Российский потребитель, поведение потребителей одежды, потребительские предпочтения, зарубежный потребитель, совместное потребление, цифровое потребление
1. Аликперова Н.В. Поведение потребителей: современные реалии и глобальные тренды. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2019;9(4):46-51. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2019-9-4-46-51
2. Басов В.С., Петрова Е.И. Осознанное потребление и инновации в индустрии моды. // Инновации в науке и практике: Сб. ст. по материалам международн. научно-практич. конференции. 2019. С. 154-160.
3. Байменова К. Ж. Основные тренды в изменении поведения потребителей к 2023 году в современной России // Шаг в науку. – 2023. – № 4. – С. 102–105.
4. Герасименко В.В. Идеология осознанного потребления и восприятие ценностей бренда // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2021. Том 13. № 3. С. 7-24. DOI:https://doi.org/10.38050/2078-3809-2021-13-3-7-24.
5. Куликова О.М., Суворова С.Д. Влияние цифрового и социального маркетинга на поведение потребителей // Серия: Экономика и Право. 2020. № 2(20). С.31-35.
6. Ковалева, И. А. Современные тренды потребительского поведения или почему покупатели выбирают онлайн? / И. А. Ковалева, А. А. Канке // Вестник евразийской науки. — 2023. — Т. 15. — № 3. — URL: https://esj.today/PDF/43ECVN323.pdf
7. Лейбенстайн X. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса // Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. В.М. Гальперина / Пер. с англ. СПб., 2023г.
8. Лозина О.И., Рогожникова В.Н., Тутов Л.А. Модель творческого человека в современной экономике: опыт создания. // Науч. исслед. эконом. фак. Электронный журнал экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, 2020. Т. 12. № 4. С. 7-20.
9. Медведева Е. И., Крошилин С. В., Авачёва Т. Г. Трансформация парадигмы потребления в современном российском обществе // Наука. Культура. Общество. 2023. Т. 29, № 1. С. 60–77. DOIhttps://doi.org/10.19181/nko.2023.29.1.5. EDN VNPSHQ.
10. Разумова С.В. Поведение потребителей 2020-2023: вызовы и возможности // BENEFICIUM. 2024. № 1(50). С. 63-74. DOI:https://doi.org/10.34680/BENEFICIUM.2024.1(50).63-74.
11. Рыжкова М.В. Анализ методологических подходов в теории потребительского поведения // Известия Томского политехнического университета. 2016. Том 309. № 4. С. 207-212.
12. Толстихина Е.И., Демченко С.К., Подопригора В.Г., Александров Ю.Л. Цифровая трансформация и ее влияние на потребителей // Инновации и инвестиции. 2022. № 3. С. 11-15.
13. Трубникова Н.В., Порудчикова А.В. Поведение потребителей в интернет-среде: поколение Z и его приоритеты // Коммуникология. 2018. Том 6, № 3. С. 93-103.
14. Устойчивое развитие и ESG 22/ 23: тренды, вызовы и ценность (2022). Better by OKKAM. URL: https://drive.google.com/file/d/1PcTxlFzrMjOfUj6hyN aKhDQCHlCk2Cnd/view (дата обращения 16.04.2024).
15. Элов О.К., Исмоилов У.Б. Цифровизация потребления // Экономика и социум. 2023. №6(109). C. 1202-1206.
16. Bronytskyi V., Bilous A. The Effect of Sustainable Con- sumption and Production on Ecology // Current scien- tific research in the modern world. 2023. Vol. 11(3-55).Pp. 38-42. (На англ.).
17. Sharing economy market report overview (2023). Busi- ness research insights. (На англ.). URL: https://www.businessresearchinsights.com/market- reports/sharing-economy-market-103542 (дата обращения 16.04.2024).
18. Huynh T., Gurtner S. Resistance to the Sharing Econ- omy: Why some Consumers and Providers do not Par- ticipate in P2P Sharing // Journal of Cleaner Produc- tion. 2023. Vol. 422(1). Pp. 1-15. (На англ.).
19. Digital economy compass (2022). Statista. URL: https://www.statista.com/study/128160/digital-econ- omy-compass-2022 (дата обращения 16.10.2023). (На англ.).
20. Lages C.R., Perez-Vega R., Kadi´c-Maglajli´ S., Borghei- Razavi N. A Systematic Review and Bibliometric Analy- sis of the Dark Side of Customer Behavior: An Integra- tive Customer Incivility Framework // Journal of Busi- ness Research. 2023. Vol 161(3). Pp. 1-16. (На англ.).DOI:https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2023.113779
21. Abedin M.Z., Hajek P., Sharif T. [et al.]. Modelling Bank Customer Behaviour Using Feature Engineering and Classification Techniques // Research in International Business and Finance. 2023. Vol. 65(2). Pp. 1-16. (На англ.). DOI:https://doi.org/10.1016/j.ribaf.2023.101913 [18] Neves С., Oliveira T., Santini F., Gutman L. Adoption and.
22. Gerasimenko V., Golovanova E. Evaluation of consumer behavior on the Internet under the conditions of pandemic shock based on search activity in the luxury segment. // Population and Economics 2021 5(2), P. 16-28, doi:https://doi.org/10.3897/popecon.5.e63315.
23. Retail eCommerce sales in China, 2019-2024 (2023). eMarketer. URL: https://www.insiderintelli- gence.com/chart/244424/retail-ecommerce-sales- china-2019-2024-trillions-of-total-retail-sales (ac- cessed on 16.04.2024).
24. Data Insight - v 2023 godu ob"em prodazh na ros- sijskom rynke eCommerce dostignet 7.4 trln. rublej, rost sostavit 30% [In 2023, sales volume in the Russian eCommerce market will reach 7.4 trillion rubles, growth will be 30%] (2023). Data Insight. URL: dairyn- ews.today/news/data-insight-v-2023-godu-obem- prodazh-na-rossiysko.html (accessed on 16.04.2024).