ЭКСПОРТНЫЕ И ИМПОРТНЫЕ ПОШЛИНЫ ТАРИФНО-ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Доктрина продовольственной безопасности до 2030 года предусматривает новые категории по отношению к предыдущей редакции, в частности речь идет об экономической доступности продукции аграрного сектора населению. Ситуация, сложившаяся в настоящее время с использованием экспортных таможенных пошлин не гарантирует стабильную прибыль отечественным сельхоз товаропроизводителям, не способствует стабилизации цен на зерно и продукцию из него на внутреннем и мировом рынках. Сделана попытка обосновать сложившуюся ситуацию с позиции интересов государства, с позиции предприятий аграрного сектора. Следует проводить активную политику по повышению почвенного плодородия, сформировать группу зерновых трейдеров из отечественных предприятий и главное, наращивать мощности переработки зерна в муку, комбикорм, производство макаронных изделий с перспективой экспорта продукции с добавленной стоимостью.

Ключевые слова:
экспортная (вывозная) пошлина, импортная (ввозная) таможенная пошлина, тарифно-таможенное регулирование, продовольственная безопасность, почвенное плодородие, абсолютная рента, дифференциальная рента
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Введение. В редакции Доктрины продовольственной безопасности 2020 года важное место отводится доступности продовольствия, как в экономическом, так и в физическом смыслах. Физический аспект связан с развитием торговой инфраструктуры, экономическая направленность обеспечивается достойным уровнем жизни населения, борьбой с бедностью и формированием платежеспособного спроса [1]. Экономическая доступность продовольствия основана на категориях себестоимости, цены сельскохозяйственных товаров, их структуры и составляющих элементов. К составляющим элементам относятся экспортные и импортные пошлины тарифно-таможенного регулирования, возникающие при перемещении сельскохозяйственных товаров через таможенную границу.

Тарифно-таможенное регулирование реализует функции по перераспределению доходов в государственном бюджете, защите интересов отечественных сельхозтовапроизводителей, насыщению рынка товарами внутри страны, способствуя обеспечению продовольственной безопасности государства. Главную роль в таможенно-тарифном регулировании играют таможенные пошлины. Пошлины имеют разноплановый характер, воздействуя и регулируя входные и выходные потоки продукции агропромышленного комплекса [2].

Целью исследования выступает обоснование использования ввозных и вывозных пошлин с позиции их экономической сущности при обеспечении продовольственной безопасности страны.

Материалы и методы исследования. Разделение таможенных пошлин на ввозные (импортные) и вывозные (экспортные) предполагает совершенно различную экономическую сущность. При получении суммы ввозной пошлины в бюджет, государство получает часть стоимости от удовлетворения потребности граждан импортным товаром, при этом ресурсов государство не потратило на удовлетворения этой потребности. Таким образом, при высвобождении некой части ресурсов получаем экономию затрат на потребление [3].

При взимании вывозной тарифной пошлины государство забирает часть созданной стоимости внутри страны, при этом пытаясь поставки на внутренний и внешний рынок сделать равнозначными. Равнозначность проявляется в первую очередь в качестве товара, его конкурентных преимуществах. И поскольку, рассчитывается вывозная экспортная пошлина как разница между ценой на внутреннем рынке и на мировом, то в идеале, «заложив» сумму пошлины в цену поставки, производитель ничего не теряет. Затраты на создание новой стоимости внутри страны оплатит потребитель за пределами страны. Таким образом, вывозная пошлина, выполняя фискальную, регулирующую функции, дополнительно уравнивает уровень эффективности поставки товаров на внутренний рынок и на экспорт. Но, механизм этот работает только при наличии разности в ценах внутреннего и мирового рынка [4].

В ситуации снижения мировых цен до уровня или ниже внутренних, эффективность поставки сокращается, а экспортные пошлины становятся непосильной ношей для экспортера. Данная ситуация наблюдается в отношении продукции агропромышленного комплекса, точнее сказать, сырья для производства этой продукции.

Именно сельскохозяйственная продукция в не переработанном виде подлежит обложению экспортной таможенной пошлиной. С одной стороны, экспорт сырья не способствует обеспечению ни экономической безопасности, так как добавленная стоимость не создается внутри страны, ни продовольственной безопасности – сырье для производства продуктов питания вывозится из страны. С другой стороны, при отсутствии платежеспособного спроса на отечественное сырье ввиду не допущения кризиса перепроизводства следует налаживать сбыт внутри страны. Но, обеспечение продовольственной безопасности предусматривает развитость подотрасли АПК - переработки сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, в аграрном секторе ситуация складывается аналогичная остальным отраслям, а именно, экспорт сырья не способствует обеспечению продовольственной безопасности страны. Необходимо создавая добавленную стоимость внутри страны, производя конкурентоспособную продукцию аграрного сектора, направлять на ее экспорт, получая ввозные таможенные пошлины в бюджет государства.

Экономическая сущность таможенных пошлин позволяет обосновать принципы их формирования:

- создание условий равнозначности и равновыгодности поставок конкурентных товаров на внутренний и мировой рынки;

- поддержка отечественных сельхоз товаропроизводителей и ориентация на приоритет их интересов;

- планомерное и постепенное развитие использования таможенных пошлин при обеспечении продовольственной безопасности государства;

- научно-методическая основа расчета ввозных и вывозных таможенных пошлин.

Результаты исследования и их обсуждение. Таможенные органы, будучи федеральными исполнительными органами власти, реализуют протекционистскую функцию, то есть ограничивают или стимулируют ввоз и вывоз товаров из страны. В 2020-2021 годах рыночная ситуация позволяла сельхоз товаропроизводителям экспортировать пшеницу выгоднее, нежели реализовывать ее на внутреннем рынке. Однако значительные объемы реализации на экспорт стратегически важного продукта грозили реальным дефицитом хлеба и хлебобулочных изделий внутри страны. Для стабилизации внутреннего рынка зерна и во избежание дефицита введены экспортные пошлины на зерно.

И вновь экономическая составляющая: себестоимость производства пшеницы в аграрных предприятиях юга России ориентировочно составляет 9–10 тысяч рублей за тонну, в режиме экспорта  его реализовывают по цене 15–16 тысяч рублей за тонну. Экспортная пошлина на пшеницу составляет 70% от указанной разницы между базовой и индикативной ценой, то есть примерно от 5 тысяч рублей за тонну. В итоге, в лучшем случае, сельхоз товаропроизводители получают 1–2 тысячи рублей за тонну зерна.

Государственное вмешательство в рамках реализации положений Доктрины продовольственной безопасности 2020 года с одной стороны обосновано, полезно и разумно, но с другой стороны, вмешательство в рыночный механизм, всегда повлечет негативные последствия. При использовании экспортной таможенной пошлины производителям зерна наносится материальный урон, при себестоимости выше среднего уровня или при незначительных ценах на пшеницу [5].

Общеизвестна проблема истощения почвенного плодородия, предприятия аграрного сектора юга России не стали исключением. Поэтому, производить высококачественное зерно в значительных объемах на почвах теряющих плодородный слой от года к году становится все труднее, если не сказать невозможно. Такого рода ситуация ставит под угрозу финансовое благополучие производителей зерна.

Выравнивание ситуации в стратегической долгосрочной перспективе видится с одной стороны, в развитии института зернового трейдерства. Поскольку, речь идет о стратегически важном продукте, считаем, что функцию экспортера должны взять на себя предприятия аффилированные с государственным сектором или аккредитованные им. Речь о присутствии в данной роли иностранных предприятий, их дочерних компаний вообще идти не должна. Отечественные зерновые компании в роли крупных экспортеров должны представлять интересы отечественных зернопроизводителей, заключая выгодные контракты.

С другой стороны, однозначно необходимо развивать переработку зерна, то есть создавать мукомольные заводы и макаронные фабрики, комбикормовые заводы, и экспортировать на мировой рынок уже готовую продукцию, с полученной добавленной стоимостью.

В настоящее время следует активизировать научные исследования в области восстановления почвенного плодородия с применением органических удобрений, в сфере получения новых высокоурожайных сортов пшеницы районированных на различные территории [6, 7].

Выводы. Не смотря на сложившуюся сложную ситуацию вокруг экспорта зерна с использованием экспортных таможенных пошлин, необходимо понимать, что затаривать сырьем внутренний рынок в настоящее время смысла нет, необходим сбыт произведенного зерна. Одновременно следует наращивать мощности перерабатывающей промышленности мукомольной, крупяной, комбикормовой. Следует заботиться о главном средстве производства – почве, систематически повышая ее плодородие, грамотно применяя агротехнологии, соблюдая севообороты.

Согласно законам экономической теории, государство имеет право ввести экспортные таможенные пошлины на пшеницу, так как выступает конечным собственником земельных ресурсов, при использовании которых пшеница производится. На основании Земельного кодекса РФ, государство выступает владельцем абсолютной земельной ренты за предоставление в пользование земельных ресурсов. Сельхоз товаропроизводитель, выращивающий пшеницу и иные культуры, выступает владельцем дифференциальной ренты, то есть того дохода, который получает за счет использования плодородия почв, производительности техники, обрабатывающей почву и труда рабочих.

Список литературы

1. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. № 20. ФГБНУ Росинформагротех. – 2020. – 26 с.

2. Оценка состояния продовольственной безопасности России / Н.И. Шагайда, В.Я. Узун, Е.А. Гатаулина [и др.]; Институт прикладных экономических исследований РАНХ и ГС. М., 2021. 109 с. Деп. в SSRN 21.01.2021. № 3874900.

3. Тарасов Н.А., Новиков В.Е. Таможенное регулирование рынка алкогольной продукции: монография/ Н.А. Тарасов, В.Е. Новиков. М.: РИО Российской таможенной академии, 2023. - 176 с.

4. Новиков В.Е. Теоретические и методологические основы взаимодействия ценового и таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности: монография / Новиков В.Е., Курихин С.В., Николаева Т.Е., Новиков С.В., Тарасов Н.А. М.: РИО Российской таможенной академии, 2019. - 172 с.

5. Новиков В.Е., Боборыкина А.Е. Таможенное регулирование экспорта зерна как фактор обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации/В.Е. Новиков, А.Е. Боборыкина// Вестник Российской таможенной академии, 2023. - №2 (63). – С. 37-48.

6. Novikov V.E., Dolgova M.V. Improving pricing as a factor of Russia’s economic growth/ V.E. Novikov, M.V. Dolgova// Strategies and trends in organizational and project management. Lecture Notes in Networks and Systems. Springer Nature - 2022. - T380. – P. 331-337.

7. Шабашева Ю.Е. Экспортная пошлина как инструмент регулирования внешнеторговой деятельности в аграрном секторе/Ю.Е. Шабашева// Экономико-математические методы анализа деятельности предприятий АПК. Материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию Вавиловского университета . Под редакцией С.И. Ткачева. Издательство: Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова. Саратов. – 2023. – С. 373-378.

Войти или Создать
* Забыли пароль?