УДК 338 Экономическое положение. Экономическая политика. Управление и планирование в экономике. Производство. Услуги. Цены
В статье представлены результаты теоретического анализа понятий консалтинга и образовательного консалтинга в частности, проведен детальный анализ подходов к их толкованию. На сегодняшний день сфера образования существенно преобразуется, внедряются новые механизмы и инструменты управления образовательными организациями. Апробируются и успешно функционируют новые виды оказываемых услуг, укрепляется партнерство с государственными органами и представителями бизнеса. Специфические и общие проблемы присущи каждой организации, оказывающей образовательные услуги любого уровня. Так, опытные преподаватели за свой трудовой стаж обладают огромным багажом опыта и знаний, которые непосредственно в ходе учебного процесса приобретают и обучающие. Однако, постоянно меняющиеся требования внешней среды диктуют необходимость использовать инновационные методики и формы преподавания, чтобы соответствовать духу времени и потребностям рынка труда. В своей практической деятельности преподаватель постоянно решает множество комплексных задач, среди которых поиск индивидуального подхода к каждому обучающемуся, закрытие его запросов, установление баланса между обучением, воспитанием и развитием, уместное и грамотное использование информационных технологий и инновационных инструментов. Полагается, что необходимо внести ряд предложений, способных минимизировать вероятные проблемы путем использования инструментов образовательного консалтинга, теоретическим основам которого и посвящена данная статья. Современная отечественная система образования позволяет внедрить механизмы консалтинга в учреждения разного уровня. Кроме того, считается, что образовательный консалтинг в скором времени будет широко востребован и использован повсеместно в российских образовательных организациях всех уровней.
система образования, внешние консультанты, консалтинг, образовательный консалтинг, консультационные услуги, цифровая трансформация
1. Шаталова Н.И. Консультирование в управлении человеческими ресурсами. М.: Изд-во НИЦ Инфра-М, 2019 – 221 с.
2. Steeie F. Consulting for organisational change. — Amherst, MA: University of Massachusetts Press, 1999. – 231с.
3. Greiner L.E., Metzger R.O. Consulting to management. — EnglewoodCliffs,NJ: Prentice Hall, 1983. – 564 с
4. Маркхэм К. Консалтинг менеджмента, или Как улучшить свой бизнес. / К.Маркхэм. - М.: 2021. — 392 с
5. Вечканов Т.С, Вечканова Г.Р. Современная экономическая энциклопедия. /Т.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. — СПб.: Лань, 2019. – 879 с.
6. Тодика М.В. Тенденции развития рынка консалтинговых услуг в РФ в условиях кризиса / М.В. Тодика, В.Э. Тибилова // В сборнике: Общество и экономика знаний, управление капиталами: цифровая экономика знаний. Краснодар, 2022. С. 452-457.
7. Поздеева Е.А., Свинцов И.В. Повышение эффективности и качества консультационных услуг по вопросам управления / В сборнике: Актуальные проблемы развития сферы услуг. Санкт-Петербург. - 2022. - С. 88- 93.
8. Песоцкая Е.В., Селютина Л.Г., Слинков А.М., Иванова М.О. Управленческий консалтинг в системе непрерывного профессионального образования// Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2021. Т. 7. № 3. С. 84-95.
9. Эдерсхейм Э.Х. Марвин Бауэр, основатель McKinsey & Company. Стратегия, лидерство, создание управленческого консалтинга. СПб.: Изд-во «Альпина Паблишер», 2020. - 278 с.
10. Журавлев А.Е. Консалтинг как инструмент повышения инвестиционной привлекательности франчайзинга: автореферат дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / С.-Петерб. гос. экон. ун-т. - СанктПетербург, 2016. - 18 с.
11. Häyrinen-Alestalo, M., Peltola, U. The Problem of a Market-oriented University // Higher Education. 2019. № 52. P. 251–281 DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-004-2749-1
12. Саханский Н. Б. Роль и место консультанта в образовательном процессе // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 1 (17). С. 79–98.
13. Лапекина, Н.Н. Роль и значение сферы образовательных услуг на современном этапе развития государства / Н.Н. Лапекина // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2021. - №8. – С. 344-348