УДК 338.242.4 Государственное вмешательство в рыночную экономику
Эволюция теорий спроса, охватывающая несколько столетий, развивалась в направлении возрастания роли потребления как важной стадии воспроизводственного процесса в процессе формирования рыночной цены, расширения перечня факторов, определяющих величину и структуру платежеспособного спроса, и признания важности наряду с ценовым фактором институциональных факторов осуществления потребительского выбора. Особенностями современного этапа развития теорий спроса является всесторонний учет фактора трансакционных издержек, толерантности покупателя к цене, углубление дифференцированного подхода при анализе и прогнозировании спроса на товары и услуги. Стремление покупателя минимизировать трансакционные издержки оказывает влияние на изменение соотношения торговых форматов в розничной торговой сети.
теории спроса, принцип экономической рациональности, располагаемые доходы, маржинализм, демонстративное потребление, институциональный подход, трансакционные издержки потребителя
1. Максимова В.Ф., Шишов А.Л. Рыночная экономика – М. : СОМИНТЭК, 1992 . – 255 с.
2. Фридмен М. Вехи экономической мысли. Теория потребительского спроса - СПб.: Экономическая школа, 2000.Т.1 - 322 с.
3. Канеман Д., Тверски А. Рациональный выбор, ценности и фреймы // Психологический журнал.2003.№ 4.С.31- 42.
4. Богомолов О.Т. Экономика и общественная среда: взаимосвязь и взаимовлияние : [Электронный ресурс]. Режим доступа : https://vas-s-al.livejournal.com/1026401.html
5. Ведин Н.В. Гуманизация экономической теории как системообразующий принцип ее адекватности современным реалиям // Проблемы современной экономики. 2007. № 1 (21). C. 29 - 45.
6. Маевский В., Чернавский Д. О рациональном поведении реального потребителя // Вопросы экономики. 2007. № 3. С.71-85.
7. Diaton A.S., Muelbauer J. Economist and Consumer Behavior.- Cambridge: Cambridge University Press,1980
8. Розанова Н.М. Современный потребитель: в тенетах цифровой экономики // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2024. № 3.С.26-47
9. Тихонович С.В. Основы теории потребительского спроса : [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.rusnauka.com/ONG/Economics/14_tihonovich%20s.v..doc.htm (дата обращения 07.03.2025)
10. Антипина О.Н.Потребительское поведение и рыночное ценообразование в информационной экономике под воздействием долгов // Вестник МГУ.Серия 6. Экономика . 2014. №1. С.19 - 35.