УДК 338.46 Сфера услуг. Экономика сферы услуг
С момента зарождения человеческой цивилизации проблема накопления, обработки и передачи знаний и практических компетенций от одних поколений к последующим становилась все более актуальной. Материальное существование, когда множатся виды материальных и нематериальных благ и способы их получения преимущественно в форме товаров, обязательно предполагает развитие экономической науки и потребности в кадрах, способных этой стороной жизни управлять и её обслуживать. Целью исследования явилось раскрытие предпосылок, оказывавших влияние на сущностное изменение в системе экономической подготовки кадров, закономерностей институциональных преобразований образовательного процесса в зависимости от целей, стоящих перед обществом на разных этапах его социально-экономического развития. Авторами использован исторический подход к предмету исследования, позволяющий оценить ошибки прошлого и достижения в ходе реформ экономического образования и их влияние на общество. Основные результаты базируются на обобщении исторических этапов формирования и развития системы национального образования, определении ценностных свойств его преобразования для будущего.
исторические этапы экономического образования в РФ, институциональные преобразования в системе подготовки кадров
1. Васьков И.Е. Педагогическая составляющая в подготовке кадров для системы экономического образования в Российской империи// Известия Воронежского государственного педагогического университета, 2020. – 112-116. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44648643_87508218.pdf. DOI:https://doi.org/10.47438/2309-7078_2020_4_112
2. ЛФЭИ. История Ленинградского финансово-экономического института им. Н.А. Вознесенского. – Л.: Типография им. Володарского, 1989. – 248 с.
3. Пачкалов, А. В. Из истории советского экономического образования (1946-1964 годы): монография / А. В. Пачкалов. – М: Кнорус, 2024. – 102 с.
4. Литвинова Р. Н. Организационно-педагогические условия формирования предпринимательских компетенций в образовательной среде вуза / Р. Н. Литвинова // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. – 2021. – № 4. – С. 357-363. DOI:https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2021-4-44
5. Котова Н. С. Критическое мышление как необходимая компетенция в подготовке современных управленческих кадров / Н. С. Котова, Е. А. Гельпей, Г. С. Котов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2019. – № 4. – С. 37-42. DOI:https://doi.org/10.22394/2079-1690-2019-1-4-37-42
6. Портнова, К. И. Формирование управленческих компетенций будущих специалистов профессионального обучения в системе высшего образования / К. И. Портнова, Н. В. Бычкова, В. В. Волков // Преподаватель XXI век. – 2019. – № 2-1. – С. 86-91. ISSN 2073-9613
7. Зеер Э. Ф. Концептуально-теоретические основы персонализированного образования/ Э. Ф. Зеер, О. В. Крежевских // Образование и наука. – 2022. – Том 24. – № 4. – С. 11-39. DOI:https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-4-11-39
8. Катанова Е. А. Роль цифровой образовательной среды в формировании экономических знаний / Е. А. Катанова, К. Ю. Нистратов // Via Scientiarum – Дорога знаний. – 2022. – № 3. – С. 77-80. eLIBRARY ID: 49840285.
9. Бабанова Е. М. Модель формирования управленческой компетенции студентов экономических специальностей / Е. М. Бабанова // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2024. – Т. 1, № 2(98). – С. 35-46. https://cyberleninka.ru/article/n/model-formirovaniya-upravlencheskoy-kompetentsii-studentov-ekonomicheskih-spetsialnostey?ysclid=m7z1bklsvi 857602702. doi:https://doi.org/10.24412/2224–0772–2024–98–35–46
10. Гукаленко О. В. Формирование ценностных ориентаций у обучающихся как стратегическая цель российского образования / О. В. Гукаленко, В. В. Сериков // Ценностные основы развития российского образования: теория и практика : 80-летию Российской академии образования посвящается: монография / Российская академия образования. – Москва: ООО «МАКС Пресс», 2023. – С. 13-26. eLIBRARY ID: 60781879