The article analyzes international interstate and scientific research organizations regulating the issues of the Arctic region. The States that are members of these organizations are listed. The main priorities and tasks of international organizations are given. An assessment of the activities of research organizations is given.
normative legal acts, international organization, state, emergencies, natural disasters, prevention, response, coordination, declaration, department, concept, scientific activity, cooperation.
Нормативные правовые акты и договоры, принятые на международном уровне, позволяют совершенствовать национальные законодательства государств, входящих в Арктическую зону. Все государства выработали стратегии развития, использования и охраны своих арктических территорий. Большинство арктических государств выступают за развитие многостороннего сотрудничества в регионе.
Основы современного международно-правового режима государств и территорий закреплены в Уставе Организации Объединенных Наций (ООН), принятом 26 июня 1945 г. (изменения и дополнения в 1963, 1965 и 1973 гг.) [1].
ООН предпринимает различные организационные действия, направленные на международное сотрудничество в сфере международной безопасности, в том числе и предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий. В 1971 году было создано Управление по оказанию помощи в случае стихийных бедствий (UNDRO) со штаб-квартирой в г. Женеве.
После организации Департамента ООН по гуманитарным вопросам (DHA), на основе резолюции ООН № 46/182, вступившей в силу с 1 апреля 1992 г., UNDRO был включен в состав указанного департамента. Штаб- квартиры DHA располагались в г. Женеве и Нью-Йорке.
В результате организационных реформ 1998 г., DHA было реорганизовано и преобразовано в Управление по координации гуманитарных вопросов (OCHA) Секретариата ООН [2]. Объем обязанностей новой организации был расширен и включает: предупреждение и реагирование на гуманитарные проблемы, ликвидацию их последствий, координацию предоставления гуманитарной помощи, разработку принципов и процедуру решения гуманитарных вопросов.
Обратим внимание на Управление ООН по уменьшению опасности бедствий (UNDRR), которое было создано в декабре 1999 г. в соответствии с резолюцией № 54/219 Генеральной Ассамблеи ООН [3]. Основной целью деятельности указанного управления является обеспечение разработки и реализации международной стратегии уменьшения опасности бедствий и их предотвращения.
Сфера предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктике очень специфична со своими особенностями, которые диктуют необходимость индивидуальных подходов к решению проблем.
Одновременно с этим, каждое государство вправе разрабатывать и принимать региональные соглашения, а также создавать органы в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Региональные соглашения позволяют оперативно снизить ущерб или своевременно предотвратить угрозы.
На сегодняшний день, одной из ведущих и признанных международных организаций является Арктический совет.
Арктический совет состоит из восьми арктических государств. Они имеют в Арктике территории, и таким образом, выполняют роль распорядителей региона. Их национальная юрисдикция и международное право регулируют земли, окружающие Северный Ледовитый океан и его воды. Северные провинции арктических государств являются домом для более чем четырех миллионов человек, чье здоровье и благополучие находятся на первом месте в повестке дня Арктического совета [4].
В Арктический совет входят такие государства как:
1. Российская Федерация;
2. Канада;
3. Королевство Дания;
4. Финляндия;
5. Исландия;
6. Норвегия;
7. Швеция;
8. Соединенные Штаты Америки (США).
Помимо вышеуказанных государств, большой интерес к Арктике проявляют и другие государства. Этому свидетельствует наличие наблюдателей в Арктическом Совете.
В рамках Арктического Совета действует Рабочая группа по предупреждению, готовности и ликвидации чрезвычайных ситуаций (EPPR), которая определяет приоритеты и разрабатывает проекты международного сотрудничества в исследуемой сфере.
Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) - учрежден как орган межправительственного взаимодействия в интересах обеспечения устойчивого развития региона, расширения двустороннего и многостороннего сотрудничества в области экономики, торговли, науки и техники, окружающей среды и развития транспортной инфраструктуры [5].
Идея и концепция разработана норвежскими политиками. В состав СБЕР вошли такие государства как: Дания, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Финляндия и Швеция, а также Европейская комиссия. Помимо государств-участников, в СБЕР есть и государства-наблюдатели: Великобритания, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, Польша, США, Франция, Япония.
11 января 1993 года в г. Киркенес (Норвегия) прошла конференция по сотрудничеству в Баренцевом/Евроарктическом регионе. В ней приняли участие Главы МИД, а также представители Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Российской Федерации, Швеции и Комиссии Европейских сообществ. В этот же день была подписана декларация о сотрудничестве (Киркенесская декларация).
Данная декларация в первую очередь рассматривала сотрудничество государств для обеспечения стабильности и устойчивого развития в регионе и мира в целом. Она определяла цели и задачи деятельности организации, определяла территориально - административные единицы государств-членов. Основными сферами были определены охрана окружающей среды, обеспечение прав коренного населения, научно-техническое сотрудничество, культурное сотрудничество и др.
В 2023 году Российская Федерация вышла из Совета Баренцева/Евроарктического региона. Из заявления Российского МИД «на протяжении 30 лет СБЕР «являлся полезным и эффективным форматом трансграничного взаимодействия, способствовавшим поддержанию мира и стабильности на Севере, его устойчивому социально-экономическому развитию, защите окружающей среды, укреплению культурно-гуманитарных связей и контактов между людьми, включая представителей коренных народов» [6].
Помимо международных межгосударственных организации, также функционируют научные исследовательские организации. К таким организациям относятся: Международный арктический научный комитет (IASC) [7] и Международная научная инициатива в Российской Арктике (ИСИРА) [8].
Международный арктический научный комитет (IASC) продвигает и поддерживает междисциплинарные исследования с целью содействия более глубокому научному понимаю Арктического региона и его роли в системе Земли.
IASC инициирует, координирует и продвигает научную деятельность на международном уровне. Предоставляет механизмы и инструменты для поддержки развития науки. Стремится обеспечить сохранность научных данных и информации из Арктики, свободный обмен ими и доступность к ним. Продвигает полярное сотрудничество посредством взаимодействия с соответствующими научными организациями.
Международная научная инициатива в Российской Арктике (ИСИРА) – совместная российская и международная инициатива с целью содействия научному сотрудничеству и устойчивому развитию в российской Арктике по следующим приоритетным направлениям:
инициирование и планирование международных исследовательских программ для решения ключевых задач в российской Арктике;
создание форума для обеспечения взаимодействия по текущим или планируемым двусторонним проектам;
содействие улучшению доступа научных групп к исследованию российской Арктики;
консультирование по вопросам финансирования и организации проектных исследований.
Комитет был создан после окончания Холодной войны. Были и препятствия, которые нужно было преодолеть, чтобы сотрудничество стало реальным. На тот момент отсутствовало взаимодействие между российскими и западными учеными, сложности с финансированием и др. Все трудности были успешно преодолены.
Как показывает практика, международные межгосударственные организации и международные научные организации успешно регулируют вопросы Арктического региона и являются хорошей площадкой для разработки новых международных нормативных правовых актов.
1. Ustav OON // Organizaciya Ob'edinennyh naciy. URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text.
2. Upravlenie po koordinacii gumanitarnyh voprosov. URL: https://www.unocha.org.
3. UNDRR.ORG. URL: https://www.undrr.org.
4. Arkticheskie gosudarstva // Arkticheskiy sovet. URL: https://arctic-council.org/ru/about/states/.
5. Sovet Barenceva/Evroarkticheskogo regiona. URL: https://barents-council.org.
6. Na severe stanovitsya vse moroznee. Pochemu Rossiya vyshla iz Soveta Barenceva/Evroarkticheskogo regiona. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6223786.
7. Oficial'nyy sayt Mezhdunarodnogo arkticheskogo nauchnogo komiteta (IASC). URL: https://iasc.info/about.
8. Mezhdunarodnaya nauchnaya iniciativa v Rossiyskoy Arktike (ISIRA) https://iasc.info/our-work/isira.