АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье проанализированы международные межгосударственные и научные исследовательские организации, регулирующие вопросы Арктического региона. Перечислены государства, которые входят в эти организации. Приведены основные приоритеты и задачи международных организаций. Дана оценка деятельности научно-исследовательских организаций.

Ключевые слова:
нормативные правовые акты, международная организация, государство, чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия, предупреждение, реагирование, координация, декларация, департамент, концепция, научная деятельность, сотрудничество.
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Нормативные правовые акты и договоры, принятые на международном уровне, позволяют совершенствовать национальные законодательства государств, входящих в Арктическую зону. Все государства выработали стратегии развития, использования и охраны своих арктических территорий. Большинство арктических государств выступают за развитие многостороннего сотрудничества в регионе.

Основы современного международно-правового режима государств и территорий закреплены в Уставе Организации Объединенных Наций (ООН), принятом 26 июня 1945 г. (изменения и дополнения в 1963, 1965 и 1973 гг.) [1].

ООН предпринимает различные организационные действия, направленные на международное сотрудничество в сфере международной безопасности, в том числе и предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий. В 1971 году было создано Управление по оказанию помощи в случае стихийных бедствий (UNDRO) со штаб-квартирой в г. Женеве.

После организации Департамента ООН по гуманитарным вопросам (DHA), на основе резолюции ООН № 46/182, вступившей в силу с 1 апреля 1992 г., UNDRO был включен в состав указанного департамента. Штаб- квартиры DHA располагались в г. Женеве и Нью-Йорке.

В результате организационных реформ 1998 г., DHA было реорганизовано и преобразовано в Управление по координации гуманитарных вопросов (OCHA) Секретариата ООН [2]. Объем обязанностей новой организации был расширен и включает: предупреждение и реагирование на гуманитарные проблемы, ликвидацию их последствий, координацию предоставления гуманитарной помощи, разработку принципов и процедуру решения гуманитарных вопросов.

Обратим внимание на Управление ООН по уменьшению опасности бедствий (UNDRR), которое было создано в декабре 1999 г. в соответствии с резолюцией № 54/219 Генеральной Ассамблеи ООН [3]. Основной целью деятельности указанного управления является обеспечение разработки и реализации международной стратегии уменьшения опасности бедствий и их предотвращения.

Сфера предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктике очень специфична со своими особенностями, которые диктуют необходимость индивидуальных подходов к решению проблем.

Одновременно с этим, каждое государство вправе разрабатывать и принимать региональные соглашения, а также создавать органы в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Региональные соглашения позволяют оперативно снизить ущерб или своевременно предотвратить угрозы.

На сегодняшний день, одной из ведущих и признанных международных организаций является Арктический совет.

Арктический совет состоит из восьми арктических государств. Они имеют в Арктике территории, и таким образом, выполняют роль распорядителей региона. Их национальная юрисдикция и международное право регулируют земли, окружающие Северный Ледовитый океан и его воды. Северные провинции арктических государств являются домом для более чем четырех миллионов человек, чье здоровье и благополучие находятся на первом месте в повестке дня Арктического совета [4]. 

В Арктический совет входят такие государства как:

1.    Российская Федерация;

2.    Канада;

3.    Королевство Дания;

4.    Финляндия;

5.    Исландия;

6.    Норвегия;

7.    Швеция;

8.    Соединенные Штаты Америки (США).

Помимо вышеуказанных государств, большой интерес к Арктике проявляют и другие государства. Этому свидетельствует наличие наблюдателей в Арктическом Совете.

В рамках Арктического Совета действует Рабочая группа по предупреждению, готовности и ликвидации чрезвычайных ситуаций (EPPR), которая определяет приоритеты и разрабатывает проекты международного сотрудничества в исследуемой сфере.

Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) - учрежден как орган межправительственного взаимодействия в интересах обеспечения устойчивого развития региона, расширения двустороннего и многостороннего сотрудничества в области экономики, торговли, науки и техники, окружающей среды и развития транспортной инфраструктуры [5].

Идея и концепция разработана норвежскими политиками. В состав СБЕР вошли такие государства как: Дания, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Финляндия и Швеция, а также Европейская комиссия. Помимо государств-участников, в СБЕР есть и государства-наблюдатели: Великобритания, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, Польша, США, Франция, Япония.

11 января 1993 года в г. Киркенес (Норвегия) прошла конференция по сотрудничеству в Баренцевом/Евроарктическом регионе. В ней приняли участие Главы МИД, а также представители Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Российской Федерации, Швеции и Комиссии Европейских сообществ. В этот же день была подписана декларация о сотрудничестве (Киркенесская декларация).

Данная декларация в первую очередь рассматривала сотрудничество государств для обеспечения стабильности и устойчивого развития в регионе и мира в целом. Она определяла цели и задачи деятельности организации, определяла территориально - административные единицы государств-членов. Основными сферами были определены охрана окружающей среды, обеспечение прав коренного населения, научно-техническое сотрудничество, культурное сотрудничество и др.

В 2023 году Российская Федерация вышла из Совета Баренцева/Евроарктического региона. Из заявления Российского МИД «на протяжении 30 лет СБЕР «являлся полезным и эффективным форматом трансграничного взаимодействия, способствовавшим поддержанию мира и стабильности на Севере, его устойчивому социально-экономическому развитию, защите окружающей среды, укреплению культурно-гуманитарных связей и контактов между людьми, включая представителей коренных народов» [6].

Помимо международных межгосударственных организации, также функционируют научные исследовательские организации. К таким организациям относятся: Международный арктический научный комитет (IASC) [7] и Международная научная инициатива в Российской Арктике (ИСИРА) [8].

 Международный арктический научный комитет (IASC) продвигает и поддерживает междисциплинарные исследования с целью содействия более глубокому научному понимаю Арктического региона и его роли в системе Земли.

IASC инициирует, координирует и продвигает научную деятельность на международном уровне. Предоставляет механизмы и инструменты для поддержки развития науки. Стремится обеспечить сохранность научных данных и информации из Арктики, свободный обмен ими и доступность к ним. Продвигает полярное сотрудничество посредством взаимодействия с соответствующими научными организациями.

Международная научная инициатива в Российской Арктике (ИСИРА) – совместная российская и международная инициатива с целью содействия научному сотрудничеству и устойчивому развитию в российской Арктике по следующим приоритетным направлениям:

инициирование и планирование международных исследовательских программ для решения ключевых задач в российской Арктике;

создание форума для обеспечения взаимодействия по текущим или планируемым двусторонним проектам;

содействие улучшению доступа научных групп к исследованию российской Арктики;

консультирование по вопросам финансирования и организации проектных исследований.

Комитет был создан после окончания Холодной войны. Были и препятствия, которые нужно было преодолеть, чтобы сотрудничество стало реальным. На тот момент отсутствовало взаимодействие между российскими и западными учеными, сложности с финансированием и др. Все трудности были успешно преодолены.

Как показывает практика, международные межгосударственные организации и международные научные организации успешно регулируют вопросы Арктического региона и являются хорошей площадкой для разработки новых международных нормативных правовых актов.

 

 

Список литературы

1. Устав ООН // Организация Объединенных наций. URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text.

2. Управление по координации гуманитарных вопросов. URL: https://www.unocha.org.

3. UNDRR.ORG. URL: https://www.undrr.org.

4. Арктические государства // Арктический совет. URL: https://arctic-council.org/ru/about/states/.

5. Совет Баренцева/Евроарктического региона. URL: https://barents-council.org.

6. На севере становится все морознее. Почему Россия вышла из Совета Баренцева/Евроарктического региона. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6223786.

7. Официальный сайт Международного арктического научного комитета (IASC). URL: https://iasc.info/about.

8. Международная научная инициатива в Российской Арктике (ИСИРА) https://iasc.info/our-work/isira.

Войти или Создать
* Забыли пароль?