Цели исследования: обосновать, что после национализации для эффективного управления речным транспортом было необходимо создание аппарата управления, который не только координировал работу флота, но обеспечивал выполнение важных задач по обеспечению войск; определить приоритетные направления работы органов государственной власти в рамках общей стратегии государства по эффективному использованию водных путей; доказать необходимость создания и развития региональных и местных структур водного транспорта. Правильный выбор структуры управления создает основу для принятия экономически обоснованных решений, которые обеспечивают увеличение оборота грузовых перевозок и объёма пассажирских перевозок в таком важном регионе, как Приволжский. Доказана необходимость эффективной по своей структуре системы управления речным флотом, позволяющей руководить транспортной инфраструктурой. Выявлены и проанализированы основные проблемы при создании системы управления флотом - мероприятием, не имеющем аналогов в мировой практике.
национализированный флот, речной транспорт, кадровый вопрос, управление, органы власти, водные пути, регион
1. Известия областного управления водным транспортом. 1918. № 8.
2. Инструкция в дополнение Декрета о национализации торгового флота, утверждённая 18 мая 1918 г. Президиумом ВСНХ (с мотивами и объяснениями). М, «Московское издательство» Главного управления водного транспорта. 1918.
3. Инструкция Главоду при проведении в жизнь декрета СНК о национализации торгового флота от 26 января 1918 г. Справочная книжка по водному транспорту Волжской обл. Выпуск I, май 1919 г. Нижний Новгород, 1919.
4. Краткие очерки и Протоколы заседаний III чрезвычайного Общеволжского съезда судоходных служащих и рабочих Волжского бассейна. Г.Н. Новгород. 1918.
5. Ленин В.И. Полное собрание сочинений, Т. 36.
6. Маркова М. В. Водный транспорт России: история и современность // Материалы межвузовской конференции студентов и аспирантов, посвященной 200-летию транспортного образования в России. СПб., 2009.
7. Протопопов М.И. Коммунистическая партия в борьбе за национализацию водного транспорта и усиление работы его в период иностранной интервенции и гражданской войны (1918-1920 годы). Автореферат канд. дисс. Изд-во ЛГУ. 1955.
8. Речной транспорт за 50 лет Советской власти. «Транспорт», М, 1967.
9. СУ (сборник указов). М, 1917.
10. ЦАНО (Центральный архив Нижегородской области)
11. ЦГАЭ (Центральный государственный архив экономики)
12. Чеботарев М.Н. Советский речной транспорт 1917-1941. М, Мысль, 1987.
13. Яковлев И.И. Корабли и верфи Л.: Изд. «Судостроение», 1973.