В статье рассматривается ситуация, сложившаяся в аграрном секторе в условиях внешних ограничений, где находят подтверждение многочисленные выводы ведущих ученых о том, что возникшая сегодня проблема замещения импортных продуктов питания отечественными не может решиться сиюминутно. Показано, что проводимая в последние годы аграрная политика связывает экономический рост в сельскохозяйственном секторе с ресурсами финансово-кредитных институтов, основными критериями действующего механизма государственного регулирования аграрной экономики становятся повышение финансовой устойчивости товаропроизводителей, оптимизация платежеспособности и повышение ликвидности их активов. Сделан вывод от том, что по причине плохой кредитной истории, закредитованности, низкой способности обслуживать ссудный капитал многие производители сельскохозяйственной продукции не могут пользоваться ресурсами банков, а, следовательно, лишены доступа к значительной части бюджетных ассигнований, что в свою очередь не решает проблему снижения риска несостоятельности в аграрном бизнесе. В исследовании использованы данные Министерства сельского хозяйства Пензенской области и методы финансово-экономического анализа и эмпирической оценки, которые свидетельствуют об определенных рисках нарушения платежеспособности, потери финансовой устойчивости, наступления несостоятельности аграрных бизнес структур. Кардинальные преобразования в агропромышленном секторе, необходимо направить на изменение структуры основных производственных фондов, наращивание объемов оборотных средств, модернизация производственных мощностей сельхозпредприятий, задействование аграрных ресурсов большинства хозяйств. В конечном итоге, будет способствовать с одной стороны, созданию условий эффективного развития производства сельскохозяйственной продукции, с другой стороны приведет к повышению показателей ликвидности и снижению финансовых рисков.
продовольственная независимость, финансовая устойчивость, аграрный бизнес, риск дефолта, оценка вероятности банкротства, модели неплатежеспособности
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2003 г. № 52 «О реализации Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».
2. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2012 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (утверждено распоряжением Правительства РФ от 08.05.2013 г. № 753-р).
3. Samygin D.Yu., Baryshnikov N.G. Scenarios of Agricultural Business Development in Penza Oblast: Forecast and Risk Estimate // Studies on Russian Economic Development. 2015. Vol. 26. № 1. pp. 59-62. DOI:https://doi.org/10.1134/S1075700715010037
4. Алтухов А.И., Дрокин В.В., Журавлев А.С. Продовольственная безопасность и импортозамещение - основные стратегические задачи современной аграрной политики // Экономика региона. 2015. № 3. С. 256-266. doihttps://doi.org/10.17059/2015-3-21
5. Барышников Н.Г., Самыгин Д.Ю. Аналитика государственной поддержки достижения финансовой устойчивости сельского хозяйства региона // Аудит и финансовый анализ. 2013. № 4. С. 294-301.
6. Барышников Н.Г., Самыгин Д.Ю. Управление платежеспособностью в сельском хозяйстве: экономико-статистический аспект (на примере Пензенской области) // Вопросы статистики. 2015. № 1. С. 65-76.
7. Беспахотный Г.В. Задачи государственного планирования АПК и методы их решения // Экономика сельского хозяйства России. 2015. № 5. С. 2-7.
8. Буздалов И. Перекачка как отражение социально-экономической ущербности аграрной политики // Вопросы экономики. 2009. № 10. С. 121-130.
9. Самыгин Д.Ю., Барышников Н.Г., Исаев Е.В. Оценка экономической добавленной стоимости сельского хозяйства Пензенской области // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2013. № 3 (7). С. 79-85.
10. Самыгин Д.Ю., Тусков А.А., Трофименко Г.В. Региональные аспекты государственной поддержки фермерских хозяйств // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право». 2013. № 3 (2). С. 36-46.
11. Самыгин Д.Ю., Барышников Н.Г. Роль проектного управления в преобразовании аграрной политики России // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2015. № 3 (15). C. 71-80.
12. Тарасов В.И., Глотова И.С. Взаимосвязь социально-экономических категорий «продовольственная безопасность» и «продовольственная независимость» государств в условиях региональной интеграции // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2015. № 2. С. 50-54.
13. Ушачев И.Г. Социально-экономические исследования в аграрном секторе экономики России: основные направления // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2014. № 4. С. 5-9.
14. Postanovlenie Pravitelstva Rossijskoj Federacii ot 30 yanvarya 2003 g. № 52 «O realizacii Federalnogo zakona «O finansovom ozdorovlenii selskoxozyajstvennyx tovaroproizvoditelej».
15. Nacionalnyj doklad o xode i rezultatax realizacii v 2012 godu Gosudarstvennoj programmy razvitiya selskogo xozyajstva i regulirovaniya rynkov selskoxozyajstvennoj produkcii, syrya i prodovolstviya na 2008-2012 gody (utverzhdeno rasporyazheniem Pravitelstva RF ot 08.05.2013 g. № 753-r).
16. Samygin D.Yu., Baryshnikov N.G. Scenarios of Agricultural Business Development in Penza Oblast: Forecast and Risk Estimate // Studies on Russian Economic Development. 2015. Vol. 26. № 1. pp. 59-62. DOI:https://doi.org/10.1134/S1075700715010037
17. Altuxov A.I., Drokin V.V., Zhuravlev A.S. Prodovolstvennaya bezopasnost i importozameshhenie - osnovnye strategicheskie zadachi sovremennoj agrarnoj politiki // Ekonomika regiona. 2015. № 3. S. 256-266, doihttps://doi.org/10.17059/2015-3-21
18. Baryshnikov N.G., Samygin D.Yu. Analitika gosudarstvennoj podderzhki dostizheniya finansovoj ustojchivosti selskogo xozyajstva regiona // Audit i finansovyj analiz. 2013. № 4. S. 294-301.
19. Baryshnikov N.G., Samygin D.Yu. Upravlenie platezhesposobnostyu v selskom xozyajstve: ekonomiko-statisticheskij aspekt (na primere Penzenskoj oblasti) // Voprosy statistiki. 2015. № 1. S. 65-76.
20. Bespaxotnyj G.V. Zadachi gosudarstvennogo planirovaniya APK i metody ix resheniya // Ekonomika selskogo xozyajstva Rossii. 2015. № 5. S. 2-7.
21. Buzdalov I. Perekachka kak otrazhenie socialno-ekonomicheskoj ushherbnosti agrarnoj politiki // Voprosy ekonomiki. 2009. № 10. S. 121-130.
22. Samygin D.Yu., Baryshnikov N.G., Isaev E.V. Ocenka ekonomicheskoj dobavlennoj stoimosti selskogo xozyajstva Penzenskoj oblasti // Modeli, sistemy, seti v ekonomike, texnike, prirode i obshhestve. 2013. № 3 (7). S. 79-85.
23. Samygin D.Yu., Tuskov A.A., Trofimenko G.V. Regionalnye aspekty gosudarstvennoj podderzhki fermerskix xozyajstv // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya «Ekonomika. Upravlenie. Pravo». 2013. № 3 (2). S. 36-46.
24. Samygin D.Yu., Baryshnikov N.G. Rol proektnogo upravleniya v preobrazovanii agrarnoj politiki Rossii // Modeli, sistemy, seti v ekonomike, texnike, prirode i obshhestve. 2015. № 3 (15). C. 71-80.
25. Tarasov V.I., Glotova I.S. Vzaimosvyaz socialno-ekonomicheskix kategorij «prodovolstvennaya bezopasnost» i «prodovolstvennaya nezavisimost» gosudarstv v usloviyax regionalnoj integracii // Ekonomika selskoxozyajstvennyx i pererabatyvayushhix predpriyatij. 2015. № 2. S. 50-54.
26. Ushachev I.G. Socialno-ekonomicheskie issledovaniya v agrarnom sektore ekonomiki Rossii: osnovnye napravleniya // Ekonomika selskoxozyajstvennyx i pererabatyvayushhix predpriyatij. 2014. № 4. S. 5-9.