В статье рассматривается ситуация в сфере реализации жилищных долгосрочно-целевых программ в части управления земельными участками. Основной целью исследования является совершенствование механизма долгосрочно-целевой программы, направленной на обеспечение населения доступным (с точки зрения стоимости и условий приобретения) и комфортным (с точки зрения условий проживания) жильем, что станет возможным, по мнению автора, только используя механизм управления муниципальной землей, как основой единого объекта недвижимости. Для достижения цели поставлены и решены следующие задачи: рассмотрен перечень долгосрочных целевых программ, принятых на территории субъекта федерации, в основе которых лежит механизм управления земельным участком и основной целью является обеспечение жильем нуждающихся граждан; выделение из перечня программы, наиболее явно содержащей механизм вовлечения муниципальных земельных участков в программные мероприятия; анализ существующего механизма реализации программы; совершенствование механизма программы таким образом, чтобы жилье было доступно гражданам и отвечало требованиям комфортности, то есть цена квадратного метра жилья не должна превышать пределы, установленные министерством регионального развития РФ. В статье проанализирован существующий механизм реализации мероприятий долгосрочно-целевой программы Архангельской области «Активизация индивидуального жилищного строительства в Архангельской области» на 2009-2014 годы», определены существующие недостатки и предложен усовершенствованный механизм по более эффективному управлению земельным участком. В частности, дополнены критерии отбора земельного участка с целью реализации программных мероприятий, а также в схему реализации программы введен комплексный застройщик, ответственный за организацию строительства и обеспечения инфраструктурой земельного участка.
земельные участки, жилищное строительство, муниципальное управление, долгосрочно-целевые программы, муниципальные земли
1. Постановление Правительства Архангельской области от 17 марта 2009 г. № 72-ПА/10 «Об утверждении долгосрочной целевой программы Архангельской области «Активизация индивидуального жилищного строительства в Архангельской области» на 2009-2014 годы».
2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».
3. Баронин С.А., Бредихин В.В., Люлькина Н.М. Основные тенденции развития рынка аукционных продаж земельных участков для жилищного строительства на муниципальном уровне г. Пензы // Известия Юго-Западного государственного университета. 2014. № 1 (52). С. 117-121.
4. Баронин С.А., Кулаков К.Ю., Денисова Е.С. Управление инвестиционной стоимостью земельных участков при комплексной жилой застройке эконом-класса / Монография. Пенза, 2013.
5. Баронин С.А. Методология формирования и развития территориальных рынков доступного жилья. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. М., 2005.
6. Баронин С.А., Попельнюхов С.Н., Попова И.В., Тарханова Е.В. Управление в развитии недвижимости / Учебное пособие. Пенза, 2012.
7. Баронин С.А., Янков А.Г. Проблемные аспекты развития перспективных направлений территориальных бизнес систем на примере Пензенской области / Монография. Пенза, 2013.
8. Бороухина Н.Н., Учинина Т.В. Анализ потребительских предпочтений при выборе жилья в организованных коттеджных поселках (на примере г. Пензы)//Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. URL: www.science-education.ru/121-17152 (дата обращения: 12.09.2016).
9. Учинина Т.В., Баронин С.А. Девелопмент недвижимости при реализации проектов строительства экологического и энергоэффективного малоэтажного жилья в Пензенской области // Известия Юго-Западного государственного университета. 2011. № 5-2 (38). С. 325-331.
10. Черницова Т.В., Учинина Т.В. Анализ развития малоэтажного строительства в районах Пензенской области // Современные проблемы науки и образования // 2015. № 1. С. 13.