Россия
Актуальность и цели. Импортозамещение открывает новые возможности для освоения отечественных рынков и требует развития научных подходов к менеджменту сбытовой деятельности организаций, основанных на исследовании внутренних и внешних факторов, влияющих на конкурентоспособность продукции, ее обновление в связи с сокращением жизненного цикла. Целью данной статьи является обоснование принципиальной модели сбытовой деятельности как важнейшей составляющей продуктово-сбытовой системы, базирующейся на мероприятиях по стимулированию сбыта в зависимости от стадий жизненного цикла. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа научной литературы и опыта российских и зарубежных компаний. Методологический потенциал включает следующие методы исследования: теоретический анализ, наблюдение, логический, метод опроса. Результаты. Рассмотрены особенности сбытовой деятельности в условиях импортозамещения и доказана необходимость исследования сбытовой деятельности не изолированно, а в рамках продуктово-сбытовой системы на основе продуктового менеджмента и фаз жизненного цикла продукта как необходимого условия адаптации организации к рыночным изменениям, обусловленным конкуренцией. Выводы. На основе проведенного анализа сделан вывод о том, что совершенствование и постоянное обновление способов и технологий менеджмента сбытовой деятельности организаций, разработанных теорией и практикой предпринимательства, служит ответом на изменения внешней среды. Исследование управления результатами реализации продукции по стадиям жизненного цикла является наименее изученным направлением в сфере менеджмента сбытовой деятельности и нуждается в дальнейшей разработке в научно-теоретическом и практическом плане.
сбытовая деятельность, менеджмент, импортозамещение, организация, жизненный цикл продукции, продуктовый менеджмент
1. Варюхин А.С., Маркарян И.Н. К вопросу о позиционировании фирмы на рынке / Трансформация региона в условиях глобализации экономического развития: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции (г. Ставрополь, 5-7 апреля 2011 г.). В 2 т. Т. 2. М.: Илекса, 2011. 380 с. С. 172-179.
2. Васькова М.В. Трансформация каналов распределения продукции на потребительском рынке России: идентификация эмпирических сдвигов /Управление логистическими системами: глобальное мышление - эффективные решения (том II): материалы международного научно-практического юбилейного X Южно-Российского логистического форума, 10-11 октября 2014 г. Ростов н/Д: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ). 2014. С. 204-208.
3. Войткевич Н.И. Принципы и показатели оценки конкурентоспособности каналов распределения / Эффективная логистика: сборник статей участников V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / отв. ред. А.Г. Бутрин. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2011. 260 с. (С. 61-65).
4. Лихонина Ю.О. Взаимосвязь логистики и маркетинга в процессе обеспечения конкурентоспособности предприятия / Промышленное развитие России: проблемы, перспективы. Сборник статей по материалам IX Международной научно-практической конференции преподавателей¸ ученых, специалистов, аспирантов, студентов: В 3 т. Том I. Нижний Новгород: НГПУ, 2011. 282 с. (С. 64-69).
5. Любченко Д.С. Интеграция логистической деятельности производителя и дистрибьютора в условиях российской экономики / Логистика: современные тенденции развития : материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. 19, 20 апреля 2012 г. / ред. кол.: В.С. Лукинский (отв. ред.) [и др.]. СПб.: СПбГИЭУ, 2012. 472 с. (С. 199-201).
6. Мокроносов А.Г., Захарова Л.А. Инновационно-технологическое обновление машиностроительного комплекса в современных условиях: проблемы и пути решения / Реформирование системы управления на современном предприятии: сборник материалов X Международной научно-практической конференции / МНИЦ ПГСХА. Пенза: РИО ПГСХА, 2010. 272 с. (С. 158-162).
7. Рыжова О.А., Кочерягина Н.В. Основные стратегии функционирования розничных торговых сетей на современном этапе / Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2015. Том 15. Выпуск 2. С. 183-190.