УДК 332.122 Экономические районы. Экономические регионы. Экономические зоны. Экономические районы по видам обозначать с помощью опр. места (...), например,
Актуальность проведённого исследования обусловлена разворотом торгово-экономических связей России на Восток и поиском путей повышения эффективности работы её тихоокеанских портов. Одним из средств этого процесса представляется анализ факторов, способствующих или препятствующих их функционированию. Цель публикации заключается в составление факторной характеристики главных портов Дальнего Востока. Отсюда проистекали задачи: 1) определить факторы, влияющие на состояние транспорто-логистического потенциала указанных объектов 2) дать балльные оценки слагающих данные факторы показателей применительно к каждому из портов 3) выявить на этой основе группы портов с различным факторно обусловленным транспортно-логистическим потенциалом. При написании статьи использовались материалы монографий и тематических публикаций в научной периодике, выборочные статданные. Применялись методы: статистический, отраслевого анализа, качественной и количественной систематизации. Рассматривался ряд факторов и составляющих их показателей, влияющих на состояние транспортно-логистического потенциала портов. Данное влияние оценивалось по шкале от 0 до 3 баллов. Анализ баллов позволил определить в качестве основных (набрано более 60 баллов) факторов физико-географический, транспортно-географический, природно-ресурсный. От них заметно отстали материально-технический и социально-образовательный факторы, набравшие 38 и 27 баллов соответственно. Это серьёзная проблема, так как недостатки в оснащении портов и дефицит кадров сдерживают их развитие. На основе факторных оценок выделены четыре группы портов. Первую представляет Большой Владивосток, обладающий наиболее благоприятным сочетанием факторов. Вторую группу образовали порты с недостаточным уровнем материально-технического обеспечения, третью – порты имеющими узкую специализацию. Отдельную группу представил порт Анадырь, развитие которого осложнено экстремальными природно-климатическими условиями.
Дальний Восток, главные прибрежные порты, потенциал, факторы, показатели, баллы
1. Бакланов П.Я. Производственно-технические структуры в приморских поселениях Тихоокеанской России // Тихоокеанская география. 2024. № 1. С. 5 – 19.
2. "Синяя экономика" и проблемы развития Арктики / Под ред. С.М. Никанорова и др. М.: изд. МГУ, 2022. 296 с.
3. Smith A. The Wealth of Nations: A Translation into Modern English, Industrial Systems Research. London: The Electric Book Co. 1998. 1281 P.
4. Ткаченко Г.Г. Взаимодополняемость минерально-ресурсного потенциала территорий российского Дальнего Востока / Природно-ресурсный потенциал регионального развития Азиатской России. Под ред. П.Я. Бакланова. Владивосток: изд. ТИГ ДВО РАН, 2014. С. 239 – 244.
5. Ефимова Е.Г. Роль транспорта в экономическом развитии региона: международный аспект // Вестник СПбГУ, 2009. Сер. 5. Вып. 1. С. 77 – 85.
6. Бакланов П.Я., Мошков А.В., Ткаченко Г.Г., Шведов В.Г. Дальневосточное транспортно-экономическое кольцо: структура и функции в пространственном развитии региона // Вестник МГУ. 2023. Серия 5. География. 2023. № 2. С. 73 –88.
7. Бандман М.К., Малов В.Ю. Транспортный комплекс Азиатской России.Укрепление экономической безопасности // Современные проблемы географии и природопользования. 2001. Вып. 5 – 6. С. 100 – 114.
8. Брадаль А.Б. Транспортный комплекс Дальнего Востока: тенденции развития и роль в экономике // Экономические перемены: факты, тенденции, прогнозы. 2018. Т. 11. № 2. С. 24 – 36.
9. Бугроменко В.Н. Транспорт в территориальных системах. М.: Наука, 1987. 112 с.
10. Леонтьев Р.Г. Транспорт и логистика на Дальнем Востоке РФ: водный (морской и речной) и воздушный транспорт. Хабаровск: изд. ДВГУПС, 2008. 331 с.
11. Новосельцев Е.М., Семенихина О.Я., Холоша М.В. Приморье: будущее за «зелёными» портами // Морские порты. 2011. № 9.С. 30 – 34.
12. Саускан В.И. Сырьевая база рыболовства в Мировом океане. Калининград: изд. КГТУ, 2009. 260 с
13. Датский А.В. Сырьевая база водных биологических ресурсов в российских водах Чукотского моря и её стоимость // Вопросы рыболовства. 2023. Т. 24. № 1. С. 117 – 142.
14. Заостровских Е.А. Ключевые проблемы развития инфраструктуры морских портов Дальневосточного региона // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2011. № 3(56). С. 26 – 29.
15. Степанько Н.Г., Ткаченко Г.Г. Оценка комплексного рационального природопользования территории (на примере Приморского края) / География: проблемы науки и образования. Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург. СПб.: Полиграф-Ресурс, 2010. С. 196 – 199.
16. Минакир П.А. Системные трансформации в экономике. Владивосток: Дальнаука, 2001. 536 с.
17. Ткаченко Г.Г. Минерально-ресурсные сочетания шельфа дальневосточных морей / Геосистемы в Северо-Восточной Азии: территориальная организация и динамика. Под ред. П.Я. Бакланова. Владивосток: изд. ТИГ ДВО РАН, 2017. С. 559 – 565.
18. Бакланов П.Я., Говорушко С.М., Ткаченко Г.Г., Краснопеев С.М. Территориальные сочетания экстремальных природных процессов и опасных явлений в Тихоокеанской России // География и природные ресурсы 2023. № 2. C. 47 – 53.